Правильная организация привлечения иностранной рабочей силы – залог безопасности России
Александр Кудрявцев
Миграционная тема с каждым годом всё сильнее будоражит общество. Количество выходцев из иных стран растёт, причём люди едут к нам в большинстве своём за тем, чтобы заработать деньги. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройти по улицам города, посмотреть, кто работает на стройках, кто торгует в вещевых и овощных рядах, кто подметает улицы. Давайте говорить прямо: потоки трудовых мигрантов будут расти и дальше; с этим тезисом вряд ли кто-то будет спорить.
Чтобы эти «тектонические движения» сделать безопасными для коренного населения РФ, нужны согласованные планомерные действия органов законодательной, исполнительной, судебной власти. Работа уже ведётся. Можно долго спорить о последних изменениях в миграционном законодательстве, ломать копья – в правильном ли направлении развивается миграционная политика государства. Но мы должны признать: есть целый клубок проблем, которые надо решать, и простых решений не будет.
Давайте поофантазируем. Сделаем так, как предлагают некоторые ярые «пан-славяне»: наглухо закроем границы, останемся в изоляции – и через два-три поколения безнадёжно отстанем от остального мира по всем направлениям. Прежде всего, проиграем конкурентную мировую войну за трудовые ресурсы, за потенциал экономического, научного, технического развития.
Или, наоборот, давайте впускать к нам всех, кто захочет, – и мы получим пандемию межнациональной агрессии, длинные списки завезённых болезней, катастрофический рост преступности.
Я призываю избегать полярных точек зрения и мыслить по-государственному - последовательно и рационально, как патриоты своей страны. Если вспомнить опыт США, Австралии, Канады, европейских стран (Германии, Италии, Греции, Северной Европы), которые столкнулись с проблемой миграции намного раньше, чем Российская Федерация, то скажем прямо: принципа «въезжайте все, кто хочет» нет нигде. Политика «мультикультурализма», которой так гордилась Европа, затрещала по швам, и кризисные последствия её вы можете увидеть сейчас по телевизору и прочитать статьи на эту тему в Интернете. Все страны заинтересованы в качественной миграции – людей квалифицированных, образованных, здоровых, знающих государственный язык коренного населения и способных к адаптации. Для этого во всём цивилизованном мире действуют балльные системы оценки человека, проверки, экзамены, специальные системы интеграции в общество. Мигрант должен доказать свою необходимость той стране, в которой он хочет жить и работать. Это нормально, так и должно быть.
Мы обязаны осмыслить этот опыт. Свердловская область – один из крупнейших «потребителей» иностранной рабочей силы. Нашему региону, как и России в целом, необходимо специальное учреждение, осуществляющее комплексную деятельность по качественному отбору лиц, въезжающих на территорию РФ. Причём такие учреждения должны действовать в тесной связке с управлением ФМС России в каждом конкретном субъекте Федерации, с правоохранительными и надзорными органами, с органами исполнительной власти и муниципалитетами, с организациями в странах исхода. Данные учреждения в своих стенах смогут вести всестороннюю работу, связанную с миграционными процессами: проводить первоначальный отбор кандидатов для переезда в Свердловскую область (на основе документов проверять их благонадёжность, физическое здоровье, знания и квалификацию), вести поиск мест трудоустройства и проживания таких кандидатов, встречать, обеспечивать первоначальное размещение (т.н. «организованный набор»), а кроме того проверять знание государственного языка, проводить медицинское освидетельствование, оформлять необходимые разрешающие документы в соответствии с законодательством, содержать нарушителей миграционного законодательства и при необходимости содействовать их депортации.
Давайте разберёмся в сути вопроса: учреждения, которые предлагается создать – не концлагеря. Мы живём в XXI веке, и все нововведения должны быть адекватными и отвечающими букве и духу существующих международных нормативно-правовых актов. На федеральном уровне звучат предложения о необходимости «лагерей»; в частности назовём инициативу депутата Государственной Думы Игоря Лебедева. Часто им сопутствует ложный пафос: с одной стороны, сторонников якобы «защиты прав человека», с другой – авторов националистических лозунгов. Отбросив пустой популизм и тех, и других, надо признать, что конкретные меры по упорядочиванию миграции необходимы.
Я предлагаю воспользоваться ресурсом, который уже есть в Свердловской области. Речь идёт о «Едином миграционном центре». Считаю, что на его базе в посёлке Кольцово будет целесообразно разместить специальный объект для качественного отбора мигрантов, в котором начнёт работать медицинский отдел, учебный отдел (для проведения адаптационных курсов, курсов по обучению русскому языку и основам российского законодательства), жилые корпуса для размещения въезжающих иностранных граждан, подразделение Федеральной миграционной службы. В результате выиграют все: население Свердловской области (и прежде всего Екатеринбурга), так как будет снята опасность эскалации криминала и распространения опасных заболеваний; да и сами иностранные граждане, которые будут защищены от того же криминала и непонимания жизни в российском обществе.
Нужно понимать, что, не сделав решительные шаги сегодня, завтра их делать может быть уже поздно. Пока ситуация управляемая, этим надо пользоваться. Нельзя свыкаться с негативом, который рождается из разницы менталитетов местного населения и приезжих из соседних стран, его нужно сводить к минимуму. Россия только вступает на путь регулирования миграции. Нужно действовать, чтобы идти по нему в правильном направлении. Давайте учиться на чужих ошибках и опыте, признавать проблемы и решать их.
Александр Николаевич Кудрявцев,
директор Департамента общественной безопасности
Свердловской области
23.11.2012, Екатеринбург