Мы готовы к изменениям миграционного законодательства
Семён Белкин
На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Единый миграционный центр» Семен Белкин.
— Семен Августович, Единый миграционный центр сегодня задействован в нескольких новых программах по работе с мигрантами в Свердловской области. Расскажите о них.
— С 1 декабря вступит в силу закон, который обяжет трудовых мигрантов в обязательном порядке проходить аттестацию на знание языка страны пребывания, то есть русского языка, в отношении трудовых мигрантов, занятых в сфере услуг, торговли и ЖКХ.
Мы уже начинаем готовиться к внедрению этого закона в жизнь. И здесь есть два направления. С одной стороны, это организация тестирования. С другой — создание курсов для мигрантов, которые русским языком в необходимой мере не владеют.
Отмечу две проблемы, связанные с данными законодательными новациями. Первая — то, что, к сожалению, национальные диаспоры пока никак не проявляют свою заинтересованность. Пользуясь случаем, я призываю их уделить внимание этому вопросу.
Вторая проблема — наши переговоры с работодателями. Это, как правило, русские люди, а у нас национальный принцип один: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Все рассуждают так: мы сейчас посидим в кустах и посмотрим, чем закончится эта законодательная инициатива; если действительно заставят учить язык, начнем учить.
При этом работодатель не хочет понимать, что заниматься такими вопросами надо заранее, иначе в момент принятия закона возникнет настоящий коллапс: нужно будет учить сразу всех мигрантов одновременно, а возможностей для этого просто нет. Для организации постепенного процесса нужно задумываться об этом заранее.
— Ожидаете ли вы роста коррупции и мошенничества с документами о знании русского языка?
— Да, это больной вопрос. Уже сейчас мы слышим о том, что справки о знании языка будут покупаться. Появляются разного рода «языковые курсы», предлагающие обучение за очень значительные для мигрантов суммы денег — 5, 7, 10 тысяч рублей.
В этой связи хочу сказать следующее. Курсы, конечно, могут быть какие угодно. Но надо понимать, что документ установленного образца, подтверждающий знание русского языка, могут выдавать только специализированные сертифицированные организации, уполномоченные на то государством. У нас таких организаций немного. Я точно знаю, что необходимые документы есть у Уральского федерального университета и Уральского государственного горного университета. Возможно, ими обладает еще один или два вуза в нашем городе. Все остальные курсы никаких документов установленного образца мигрантам выдать не смогут. И я боюсь, что именно здесь может возникнуть большое поле для обмана и злоупотреблений.
Поэтому сегодня мы взяли на себя работу по организации групп мигрантов для изучения языка в рамках 72-часовых программ. Мы бесплатно формируем группы и направляем их на обучение. Платить придется только за труд преподавателей, порядка 3000 рублей. Две такие группы уже начали обучение в УГГУ, одна начнет работать в УрФУ. Сейчас мы рассматриваем возможность организации выездных курсов, проведения занятий в местах проживания или работы мигрантов. Я не вижу принципиальной необходимости тащить их в учебный класс, это можно сделать по месту работы. Думаю, что на качестве работы это должно сказаться.
Призываю всех работодателей, использующих труд мигрантов, уже сегодня задуматься о процессе обучения и обращаться к нам в центр, пока есть время и свободные места в группах. После принятия закона возникнет ажиотаж и такой возможности у вас может не быть.
— А какова будет процедура для тех, кто уже знает русский язык? Надо ли им будет проходить курсы?
— Для тех, кто владеет русским языком, процедура будет максимально упрощена. Достаточно будет пройти тестирование и собеседование. Методика уже известна, определен минимальный словарный запас в 1200 слов. Если он обладает этим запасом и может поддержать беседу, внятно рассказать о себе, то он получит соответствующий сертификат без обучения.
— Кроме того, с 1 января вашему ведомству будут переданы новые функции?
— Одна из основных проблем — депортация мигрантов, незаконно находящихся на территории Свердловской области. К сожалению, серьезность этого вопроса часто принижается. Между тем это очень серьезная, постоянная и кропотливая работа. Непосредственно обнаружением таких нелегалов и их высылкой занимаются судебные приставы и Федеральная миграционная служба. До 1 января функция по их содержанию выполняется полицией. Новое законодательство поручает Свердловской области взять эти затраты на себя. Сегодня уже очевидно, что делать это будем мы.
Правда, и здесь есть определенные подводные камни. Дело в том, что эти самые незаконные мигранты — весьма и весьма разнородный контингент. Есть среди них криминальные элементы, бывшие заключенные, отбывшие свой срок и подлежащие высылке на родину. Есть люди с социально опасными заболеваниями, нахождение которых в нашей стране недопустимо. Но большинство — несчастные люди, у которых просто оказались просроченными документы. Часто неясно даже, чья это вина — самого мигранта или его работодателя, который не позаботился о продлении временной регистрации.
Не совсем понятен статус этих мигрантов. С одной стороны, они задержаны и не имеют права передвигаться по территории нашей страны. С другой — они не уголовники, и держать их в камерах с решетками, нарами и прочими бытовыми неудобствами нет никакого резона. Законодательно этот вопрос не урегулирован, мировой опыт самый разнообразный. Что делать в этой ситуации, не до конца понятно.
Сегодня мы решили пойти по среднему пути и переделать под места для содержания таких мигрантов первый этаж нашего общежития в Кольцово. Мы должны к 1 января укрепить решетки, двери, создать комфортные условия для тех, кого нам 1 января привезут. Кроме того, мы должны быть готовы их содержать, наладить процесс регистрации и проживания. Сейчас думаем над тем, как дать им возможность общаться с родственниками и консулами. Думаем, что удобнее всего это будет делать по скайпу.
Между тем размах проблемы огромный. У нас в области сейчас находится 160 тысяч только официально зарегистрированных мигрантов. Думаю, еще как минимум 100 тысяч человек живет здесь нелегально. Если завтра их всех задержат, куда нам их помещать? Где содержать?
— За чей счет осуществляется высылка мигрантов?
— Теоретически высылка должна осуществляться за счет самого мигранта или страны, откуда он прибыл. Но я ни разу не слышал, чтобы каким-либо зарубежным государствам выставлялся счет за высланных туда граждан. На практике за все платит наша казна. В результате депортируемый сначала живет у нас за казенный счет несколько месяцев, пока устанавливается его личность, потом за тот же счет ему приобретается билет на родину.
Скорость процесса депортации зависит от работы представительств зарубежных государств. Ряд стран ближнего зарубежья очень хорошо работает, некоторые — не работают вовсе. Например, такие проблемы регулярно случаются с Киргизией.
— Кроме того, ваш центр занимается и решением иных вопросов?
— Это действительно так. В частности, мы обладаем многолетним опытом оформления документов для миграционной службы. Сейчас в этой сфере только в Екатеринбурге работает более 100 фирм — от двух человек в вагончике до серьезных контор, имеющих связи в диаспорах. Мигрантов ловят буквально у трапа самолета и тут же берут в оборот: отбирают паспорта и обещают оформить все необходимые документы. И иногда действительно оформляют. Вот только расплачиваться за такие услуги иностранцам иногда приходится годами.
Мы предприняли попытку эту работу нормализовать. Сейчас существует утвержденная правительством области такса за услуги по оформлению документов. Часть этих средств платит работодатель, но фактически мы можем заполнить документы, сдать, получить и вручить прямо здесь.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы помочь миграционной службе в реализации программы «одного окна». Сейчас такой проект работает в Петербурге и Москве, ожидаем его появления и у нас. В результате мигрант сможет в одном месте и пройти медкомиссию, и оформить все документы. Возможно, такая услуга будет реализована на нашей базе, возможно — в отдельном помещении.
Кроме того, области сегодня нужен некий координационный узел, который сможет связать с проблемами миграции ГУФСИН. В следующем году оттуда выйдет 400 иностранцев, подлежащих депортации сразу после освобождения. Нужно взять их под контроль, и мы готовы к этой работе.
Мы также хорошо работаем с департаментом по труду и занятости. Они нам выдают поручения по мониторингу, например, которые мы с удовольствием выполняем.
— Ваш центр развивает и свое представительство в сети Интернет?
— Да, сейчас мы запускаем новый портал нашего центра, который был бы интересен всем участникам процесса миграции: работодателям, иностранным гражданам, участникам программы добровольного переселения соотечественников. Также мы планируем вынести на него максимум возможных функций, которые мы должны или хотели бы исполнять.
Уже сегодня разработан прототип сайта, который содержит массу полезной информации, справочного материала, нормативных актов и новостей, разного рода пособий и ответов на часто задаваемые вопросы. Кроме того, на нем реализована функция обратной связи, с помощью которой любой гражданин может обратиться к нам напрямую.
Особенно полезным окажется наш сайт для иностранных граждан. Они смогут из своей страны до прибытия в нашу область узнать, какие им понадобятся документы, как организован процесс регистрации.
Для соотечественников, решивших переселиться в Россию, будут опубликованы соответствующие программы. Через сайт можно будет подать предварительную заявку на участие и узнать об имеющихся вакансиях на предприятиях региона. Все заявки мы будем передавать в центр занятости, который является куратором этой программы в Свердловской области.
Семён Августович Белкин,
директор ГБУ СО "Единый миграционный центр"