Изменения в миграционном законодательстве (по состоянию на 1.12.2014 г.)
Федеральным законом от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 года.
Пунктом 5 статьи 1 указанного закона изменены размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации.
Ниже, приводится новая редакция статьи 333.28 Налогового кодекса, в части касающейся размеров государственной пошлины, уплачиваемой физическими и юридическими лицами при обращении в органы миграционной службы (указанная редакция вступает в силу с 01.01.2015 г.).
«Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
1. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - 1 000 рублей;
2) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), - 2 500 рублей;
3) за выдачу паспорта моряка, удостоверения личности моряка - 800 рублей;
4) за внесение изменений в паспорт моряка, удостоверение личности моряка - 200 рублей;
5) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет - 300 рублей;
6) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет - 1 200 рублей;
7) за внесение изменений в паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - 200 рублей;
8) за выдачу проездного документа беженца или продление срока действия указанного документа - 200 рублей;
9) за выдачу либо продление срока действия иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающему в Российской Федерации, визы для:
выезда из Российской Федерации - 600 рублей;
выезда из Российской Федерации и последующего въезда в Российскую Федерацию - 600 рублей;
многократного пересечения Государственной границы Российской Федерации - 1 000 рублей;
17) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства - 500 рублей за каждого приглашенного;
18) за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2 000 рублей;
19) за регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в Российской Федерации - 200 рублей;
22) за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации - 1 000 рублей;
23) за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 6 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;
24) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2 000 рублей;
25) за прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, выход из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации - 2 000 рублей;
Указом Президента РФ от 24 ноября 2014 г. N 735 "О сборе биометрических персональных данных иностранных граждан и лиц без гражданства" с 10 декабря 2014 г. вводится сбор биометрических персональных данных (сканирование папиллярных узоров всех пальцев рук) иностранцев и лиц без гражданства при оформлении им виз для въезда в Россию или для транзитного проезда через ее территорию.
Отпечатки пальцев рук будут снимать в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Королевстве Дания, Республике Союз Мьянма, Республике Намибии, а также в представительстве МИДа России, находящемся в пункте пропуска через госграницу в международном аэропорту Внуково.
МИДу России с участием ФСБ России поручено обеспечить организацию сбора указанных биометрических персональных данных.
Принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым скорректированы нормы налогового законодательства в части уплаты НДФЛ для иностранных граждан, работающих по найму.
Введенными поправками обязанность по уплате фиксированного авансового платежа по НДФЛ распространена на иностранных граждан, работающих на основании патентов по найму у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой.
Размер авансового платежа для иностранных граждан, работающих на основании патента установлен в 1200 руб. При этом он будет индексироваться на коэффициент-дефлятор и коэффициент, устанавливаемый регионами.
Поправки вступают в силу с 01.01.2015, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ.
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в правовые акты, регулирующие трудоустройство иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Институт квотирования для такой категории иностранных граждан заменяется на разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности по патенту.
Так, если в настоящей редакции закона, иностранные граждане могли работать на основании патента только у физических лиц, то с 01.01.2015 г. (день вступления в силу вышеуказанного закона), привлекать иностранных граждан к труду на основании патента смогут юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Новые поправки также устанавливают срок в течение которого иностранный гражданин вправе подать заявление о выдаче патента – в течение 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию, при этом в миграционной карте должна быть указана цель въезда в Россию «работа».
Законом дополнен перечень документов, которые нужно представить в территориальный орган ФМС России для оформления патента. Среди них - договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор о предоставлении иностранному гражданину платных медицинских услуг, а также документы об отсутствии наркомании и инфекционных заболеваний, о владении русским языком и др.
Установлен новый срок, на который может выдаваться патент - на период от 1 до 12 месяцев. Патент можно неоднократно продлевать. При этом общий срок его действия не должен превышать 1 год.
Работодателей и заказчиков работ (услуг) обязали уведомлять подразделения ФМС России о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с любым иностранным гражданином. Миграционную службу, в свою очередь, обязали сообщать работодателям и заказчикам об аннулировании выданных патентов. Эту информацию также можно будет узнать в информационных системах общего пользования.
Также, законом перечислены основания для отказа в выдаче (переоформлении) и аннулирования патента. Например, при осуществлении трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц. Или если иностранец не представил в миграционный орган копию трудового/гражданско-правового договора в течение 2 месяцев с даты выдачи патента.
Закон вводит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административная ответственность за нарушения в сфере получения и использования патентов.
Так, за нарушение иностранным гражданином 30-дневного срока обращения за выдачей патента является административным правонарушением, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 15 тысяч рублей.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. N 1304 "Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке" установлены требования по обучению иностранных граждан на подготовительных курсах.
Иностранным гражданам, обучаемым в вузах Российской Федерации за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты, оказывается языковая поддержка на подготовительных отделениях или факультетах, где они изучают русский язык, а также ряд иных предметов в зависимости от направленности основной образовательной программы в вузе.
Так, для освоения образовательной программы естественнонаучной направленности помимо русского языка необходимо изучение математики, физики и химии; гуманитарной направленности - обществознания, истории и литературы. Вышеуказанным приказом установлен объем осваиваемых общеобразовательных программ, определен минимум знаний и умений, которые должен приобрести иностранец по каждому предмету.
Подписан закон об усилении борьбы с фиктивной регистрацией граждан в жилых помещениях
Внесены изменения в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", направленные на предотвращение фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с целью усиления ответственности за фиктивную регистрацию.
Так, предусмотрено, что фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства - регистрация по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо регистрация по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового. Также предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.
Кроме того, усилена административная ответственность в части, касающейся правил регистрационного учета граждан РФ и правил миграционного учета иностранных граждан. Так, установлена ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
Федеральным законом усилена ответственность за нарушение правил регистрационного учета по месту жительства и пребывания. За фиктивную регистрацию установлено уголовное наказание. Под фиктивной регистрацией понимается регистрация на основании представления заведомо недостоверных сведений (документов) либо без намерения пребывать (проживать) в жилом помещении или предоставить его для этих целей.
Штраф - от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет. Вместо него могут назначить принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на аналогичный период или без такового.
При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию указанных преступлений. Ужесточена административная ответственность за проживание гражданина России по месту жительства или пребывания без регистрации (либо допущение такого проживания нанимателем (собственником) свыше установленных сроков). Предусмотрено наказание и для нанимателя (собственника) за нарушение без уважительных причин сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании в жилом помещении гражданина России без регистрации.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений, ужесточающих ответственность граждан и должностных лиц за нарушение существующих правил регистрации и вводящих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию. Данные изменения вступили в действие 2 января 2014 г.
Указанный Федеральный закон вносит изменения в следующие законодательные акты:
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные изменения вводят ряд новых понятий и определений, направленных на ликвидацию имевших место пробелов в действующем законодательстве Российской Федерации, позволявших существовать такому явлению, как «резиновые» дома и квартиры. Т.е. ситуации, когда в жилых помещениях, находящихся в собственности физических лиц могли беспрепятственно регистрироваться неограниченное количество российских граждан, не имеющих ни возможности, ни намерения там реально проживать.
Статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дополняется такими ранее отсутствующими новыми понятиями как: «регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации», «регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания», «регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства», «снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания», «снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства».
Конкретизируются ранее введенные понятия «место пребывания» и «место жительства».
Также законодателем вводится новое понятие «фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства», под которым понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
В случае выявления данного факта подразделения миграционной службы наделяются полномочиями по снятию гражданина с регистрационного учета на основании принятого органом регистрационного учета соответствующего решения. Конкретизация данной процедуры требует внесения изменений в правительственные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие регистрационный учет граждан Российской Федерации.
Также законодатель ужесточает ответственность как непосредственно граждан, фиктивно регистрирующихся в жилом помещении, так и собственников данных жилых помещений (физических лиц) и должностных лиц, допустивших фиктивную регистрацию.
Так в Уголовный кодекс Российской Федерации вводится новая статья 322.2, предусматривающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Ужесточается и административная ответственность за проживание граждан Российской Федерации без регистрации или без документа, удостоверяющего личность (либо по недействительному документу, удостоверяющему личность. Административный штраф за данные правонарушения составляет теперь от 2 до 3-х тысяч руб. для граждан, для нанимателей, собственников жилых помещений (физических лиц) – от 5 до 7 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 до 750 тыс. руб.
За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 –х тыс. руб., на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 750 тыс. руб.
Вместе с тем гражданин РФ вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Помимо указанной выше категории граждан от административной ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства освобождаются:
граждане, являющиеся супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица, являющиеся по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
ГРАЖДАНСТВО
Принят Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" согласно которому, иностранные предприниматели и инвесторы смогут стать гражданами России в упрощенном порядке.
В соответствии с законом в упрощенном порядке смогут получить гражданство России, в частности, иностранные граждане:
-получившие в России после 1 июля 2002 года профессиональное образование и работающие в России в совокупности не менее 3 лет;
-индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность в России не менее 3 лет с ежегодной выручкой в определенных Правительством РФ видах экономической деятельности в размере не менее 10 миллионов рублей;
-инвесторы, чья доля вклада в уставном капитале российской организации, ведущей деятельность на территории России в определенных Правительством РФ видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов (при условии, что размер уставного капитала этой организации составляет не менее 100 миллионов рублей);
-работающие в России не менее 3 лет по профессии, включенной в специальный перечень, утвержденный Минтрудом России.
Указанным категориям иностранных граждан не потребуется выполнять условие о сроке проживания, установленное пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ.
Одновременно уточнен порядок приема в гражданство иностранных граждан, признанных носителями русского языка. Для упрощенного приема в гражданство им потребуется дать обязательство соблюдать российское законодательство, подтвердить наличие законного источника средств к существованию и отказаться от гражданства иностранного государства.
21.07.2014 г. принят Федеральный закон № 230-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” которым определено условие для получения разрешения на работу (патента) иностранным гражданином, прибывшим в РФ в безвизовом порядке – обязательное указание в миграционной карте цели въезда «работа».В случае если данный иностранный гражданин не указал в миграционной карте работу как цель визита в Российскую Федерацию, разрешение на работу (патент) не выдается.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 164-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" упрощена процедура привлечения российскими ИТ-компаниями высококвалифицированных иностранных специалистов.
Минимальный порог оплаты труда иностранного гражданина - высококвалифицированного специалиста для привлечения его ИТ-компанией в упрощенном порядке установлен на уровне 1 млн. рублей в год.
Кроме того, иностранные граждане - журналисты, осуществляющие трудовую деятельность в организациях, осуществляющих производство и выпуск СМИ, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках, будут освобождены от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ при подаче заявления о выдаче разрешения на работу.
ВРЕМЕННОЕ И ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2014 г. № 623 внесены изменения в Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
Из указанных Правил определения квоты исключено упоминание о невозможности пересмотра решения об установлении указанной квоты. Ранее предусматривалось, что решение об установлении квоты пересмотру не подлежит.
Решение об установлении квоты на следующий год принимается Правительством РФ не позднее 30 ноября.
Постановление Правительства вступило в силу с 24.07.2014.
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 20.04.2014 N 74-ФЗ, который вводит обязанность иностранных граждан подтвердить владение ими русским языком для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу.
Владение русским языком должно быть подтверждено либо документом об образовании государственного образца, выданном на территории бывшего СССР до 1 сентября 1991 года или на территории России после указанной даты, либо сертификатом.
Для получения сертификата иностранным гражданам потребуется успешно сдать экзамен, в частности, по русскому языку в образовательной организации, включенной в специальный перечень.
Приказом Минобрнауки России от 01.04.2014 N 255 "Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним" установлено 7 уровней владения русским языком как иностранным, в том числе элементарный (ТЭУ/А1) и базовый для трудящихся мигрантов (ТБУМ/А1).
От трудящихся мигрантов будет требоваться, в частности:
-умение читать короткие простые тексты из разных источников (названия газет, журналов, вывески и др.) и определять темы текстов;
-умение писать изложения с элементами сочинения, изложение с творческим заданием;
-понимание на слух основной информации из кратких монологов и диалогов социально-бытового характера;
-умение самостоятельно создавать связные и логичные высказывания, понимать собеседника, определять его коммуникативные намерения в ограниченном наборе ситуаций бытового характера;
-объем лексического минимума должен составлять до 850 единиц.
Приказом Минобрнауки России от 25.04.2014 г. № 412 утверждена новая форма сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку для иностранных граждан.
Данным приказом также утвержден новый порядок выдачи указанного сертификата. Сертификаты будут выдавать образовательные организации, включенные в специальный перечень, определенный Минобрнауки России.
Сертификат, подтверждающий "элементарный" или "базовый для иностранных работников" уровень владения русским языком, будет действовать 5 лет. Все остальные сертификаты будут выдаваться бессрочно.
Определены технические требования к сертификату.
Признаны утратившими силу Приказы Минобрнауки России от 15.08.2008 N 237 и от 13.07.2010 N 765, ранее утвердившие форму сертификата и порядок его заполнения.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
ЗАГРАНИЧНЫЙ ПАСПОРТ
С 1 января 2015 года Постановлением Правительства РФ от 08.07.2014 N 631 "Об общефедеральном учете выданных паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащих электронный носитель информации" вводится общефедеральный учет заграничных паспортов
Учет будет вестись ФМС России в форме электронной базы данных. Пополнение базы будет осуществляться на основе информации о выданных заграничных паспортах, полученной от органов власти, дипломатических представительств и консульских учреждений, уполномоченных принимать заявления о выдаче паспортов.
Сведения о выданных паспортах будут храниться в базе данных в течение 85 лет со дня их выдачи. В течение этого срока ФМС России сможет предоставлять данные сведения, в частности, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и органам, уполномоченным ограничивать выезд граждан за границу.
В Постановлении приводится перечень сведений, которые будут включаться в электронную базу данных.
Информация Ростуризма "О введении ограничений для иностранных туристов в Таиланде"
Власти Таиланда начали борьбу с нарушениями миграционного режима
Власти Таиланда сообщили о введении мер по борьбе с нарушениями миграционного режима теми иностранными гражданами, которые по окончании срока безвизового пребывания в Королевстве регулярно выезжают в соседние государства и сразу же возвращаются обратно, избегая тем самым оформления соответствующих виз согласно миграционному законодательству страны. Сообщается, что начиная с 12 августа 2014 года таким гражданам будет отказано во въезде в Таиланд.
В этой связи российским гражданам рекомендуется при планировании долгосрочных поездок в Таиланд заблаговременно обращаться в тайские дипломатические представительства и консульские учреждения за получением виз соответствующих категорий.
Принят Федеральный закон от 20.04.2014 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве РФ" и отдельные законодательные акты РФ", который упрощает процедуру приобретения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами, проживающими в России, в случае их отказа от гражданства иностранного государства и признания их носителями русского языка специальной комиссией.
Носителями русского языка будут признаваться лица, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали в России либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах российской государственной границы.
Для признания носителем русского языка иностранный гражданин должен будет обратиться с заявлением в территориальный орган ФМС России. После рассмотрения заявления миграционной службой иностранный гражданин будет приглашен на собеседование специальной комиссией, сформированной ФМС России. Порядок формирования комиссии будет установлен ФМС России по согласованию с Минобрнауки России.
При положительном результате собеседования иностранному гражданину будет выдано решение о признании его носителем русского языка, действующее бессрочно. Данное решение позволит иностранному гражданину подать заявление о выдаче вида на жительство или заявление о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке.
Срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство носителя русского языка составит три месяца.
Носители русского языка смогут получить обыкновенную визу на въезд в Россию в целях приема в гражданство на срок до одного года, а также вид на жительство сроком на три года.
Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 27 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" уточнен порядок приема в гражданство детей, находящихся под опекой и попечительством.
Поправки обусловлены противоречиями в некоторых нормах законодательства.
По действующим нормам решение об изменении гражданства ребенка принимается без согласия родителей, только если они лишены родительских прав. В то же время существует возможность временной опеки, при которой родители прав не лишаются.
С другой стороны, согласно действующему законодательству ребенок, над которым установлены опека или попечительство, принимается в гражданство по заявлению опекуна или попечителя - граждан России. Таким образом, в отношении детей, находящихся под временной опекой, имеется противоречие двух норм.
В связи с этим уточняется, что в отношении детей, находящихся под временной опекой или попечительством, порядок приема в гражданство по заявлению опекуна не применяется.
Также установлено, что ребенок, помещенный в российскую организацию для детей-сирот, принимается в российское гражданство по заявлению руководителя этой организации. То же касается и недееспособного лица, помещенного в медицинскую, социальную или иную российскую организацию.
Внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральным законом от 20.04.2014 N 74-ФЗ.
В соответствии с принятым законом, иностранные граждане для получения разрешений на работу или на временное проживание должны будут подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.
Подтвердить соответствие этим требованиями можно будет одним из следующих документов:
- сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ;
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
- документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории России с 1 сентября 1991 года.
Вышеупомянутый сертификат будет выдаваться уполномоченными российскими образовательными организациями. Срок действия сертификата составляет пять лет. Перечень таких организаций, форма и порядок проведения экзаменов утверждаются Минобрнауки России.
Освобождение от необходимости такого подтверждения при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство предусмотрено для высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, мужчин, достигших возраста шестидесяти пяти лет, и женщин, достигших возраста шестидесяти лет, и для недееспособных лиц.
Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 сентября 2014 года.
Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало сообщение от 31.03.2014 г. «О порядке поездок иностранных граждан в Республику Крым»:
«В связи с воссоединением Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией иностранным гражданам, кроме граждан государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый порядок въезда, пребывания и выезда, для посещения территории Крыма необходимо получить российскую визу в одном из дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.
Вопросы выезда иностранных граждан, находящихся на территории Крыма, которые ранее прибыли в соответствии с законодательством Украины в безвизовом режиме, необходимо решать через Представительство МИД России в Симферополе.
Адрес Представительства: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Одесская, 3 "а"; телефоны: +38-0652 24-82-17, 24-82-19; +38-050 3243260".».
Приказом ФМС России от 12 марта 2014 г. № 182, внесены уточнения в порядок уведомления ФМС России о порядке осуществления высококвалифицированными иностранными специалистами трудовой деятельности на территории РФ
Установлено, что работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять соответственно ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган, в том числе, о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированными специалистами и о случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
1. С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 376-ФЗ, который направлен на усиление борьбы с фиктивной регистрацией граждан в жилых помещениях
Внесены изменения в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", направленные на предотвращение фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с целью усиления ответственности за фиктивную регистрацию.
Так, предусмотрено, что фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства - регистрация по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении либо регистрация по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию вплоть до лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового. Также предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.
Кроме того, усилена административная ответственность в части, касающейся правил регистрационного учета граждан РФ и правил миграционного учета иностранных граждан. Так, установлена ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении.
2. Внесен ряд изменений в закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Во-первых, ограничен срок временного пребывания в нашей стране вышеназванных иностранных граждан периодом в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. При этом сохраняется возможность продления указанного срока. Изменения также коснулись Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части установления ответственности ИГ за превышение указанного срока временного пребывания в виде ограничение на въезд в течение 3 лет с момента выезда.
Во-вторых, приняты нормы поправки, касающиеся получения разрешения на работу иностранцем, прибывшим в Россию в безвизовом порядке.
Ранее предусматривался следующий порядок. Если разрешение выдается на срок более 90 дней, то в течение 30 дней с даты его получения иностранец был обязан представить в миграционный орган документы об отсутствии у него ВИЧ, инфекционных заболеваний и наркомании. Теперь указанные документы подаются одновременно с заявлением о выдаче разрешения. Кроме того, их придется представлять при обращении за патентом (с 01.01.2016 г.), а также за разрешением на работу при очном обучении иностранца в российском учебном заведении.
В третьих, поправками установлено, что с 1 января 2014 г. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы России, депортации или передаче иностранным государствам в соответствии с международными договорами о реадмиссии, размещаются в специальных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции (ФМС России).
Также, закреплено понятие "специальное учреждение". Это специальное учреждение ФМС России или ее территориального органа, предназначенное для содержания лиц, подлежащих административному выдворению за пределы страны или депортации, передаче иностранному государству или приему от него в соответствии с международным договором о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в России.
Законом установлено полномочие Правительства РФ по определению порядка охраны указанных учреждений в целях обеспечения безопасности находящихся в них лиц, подлежащих административному выдворению или депортации. Порядок личного досмотра иностранцев, подлежащих реадмиссии, и досмотра вещей, находящихся при них, распространен и на лиц, подлежащих административному выдворению или депортации и содержащихся в указанных учреждениях.
3. Скорректирован Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Установлено, что федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции ведет базовый госинформресурс регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах России.
Указанный информационный ресурс содержит в себе информацию, полученную от граждан, едеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих регистрацию и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания. Определен состав информации, содержащейся в указанном информационном ресурсе.
Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в ресурсе, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в нем ошибок.
Также в целях предоставления информации о регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Поправки вступили в силу по истечении 10 дней после даты их официального опубликования (кроме некоторых положений, для которых установлен иной срок).
4. Принят Федеральный закон от 21.12.2013 N 374-ФЗ, которым внесены изменения в 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Так, в загранпаспорт гражданина РФ, содержащий электронный носитель информации, будут вноситься дополнительные биометрические персональные данные его владельца (изображение папиллярных узоров указательных пальцев его рук). Сканирование папиллярных узоров пальцев рук будет осуществляться у граждан РФ, достигших возраста двенадцати лет.
Данные, полученные в результате сканирования, сохраняются только на электронном носителе информации, содержащемся в паспорте, и после его выдачи гражданину РФ будут удаляться из информационных систем федерального органа исполнительной власти, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а положения о реализации данных норм дипломатическими и консульскими учреждениями РФ – с 01.01.2016 г.
5. Внесены изменения в статью 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в части увеличения срока представления учреждением, исполняющим уголовное наказание, в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания
Предусмотрено, что учреждение, исполняющее уголовное наказание, обязано представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания (ранее - в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия в место пребывания, либо в случае прибытия в нерабочий день - в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем).
6. Скорректирована норма КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
Внесено дополнение, согласно которому, по общему правилу, за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю, установлен штраф, налагаемый на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от 3000 до 5000 рублей.
25 декабря 2013 года в «Российской газете» опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - так называемый закон «о резиновых домах». Названным законом вносится ряд существенных изменений в федеральное законодательство, в частности в Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Уголовный Кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вводится ряд понятий, том числе о «фиктивной регистрации», а также меры ответственности, направленные на борьбу с данным явлением.
Закон вступает в силу через 10 дней со дня опубликования.
18 декабря в Екатеринбурге открылся центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению по решению суда
В Екатеринбурге прошла торжественная церемония открытия центра временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации, в микрорайоне Кольцово. На церемонию открытия центра прибыли глава ФМС России Константин Ромодановский и депутат Госдумы Александр Хинштейн. Также среди почетных гостей мероприятия присутствовал глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. «Объект был сделан в достаточно рекордные сроки. В течение 3 месяцев он был реконструирован и приведен в соответствующий вид. Условия содержания для лиц, подлежащих депортации, здесь будут хорошими. По мнению руководителя ФМС России, это лучший центр», — сказал А. Якоб. Глава ФМС России на открытии центра временного содержания мигрантов отметил, что через открытие подобных учреждений «Россия движется к цивилизованной миграции». «Не все сразу мы можем решить. Слишком много накопилось проблем за 20 лет существования России. Но эти проблемы будут решены в пределах двух лет с учетом международных стандартов. Подтверждением этому является этот центр», — сказал Ромодановский. В рамках церемонии открытия нового учреждения был подписан договор о передаче здания в безвозмездное пользование ФМС России. Центр временного содержания мигрантов, подлежащих депортации, расположен на территории бывшего военного городка по адресу проезд Горнистов, д. 15 (литер 4). Учреждение рассчитано на 150 мест. «Здесь будут находиться дезинфекционная камера, кабинет врача. Есть переводчик, психолог. Персонал здесь большой — свыше 60 человек, поскольку за ними (мигрантами — прим. ред.) нужен надзор», — пояснил журналистам директор государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Единый миграционный центр» Семен Белкин. По его словам, охрану учреждения будет осуществлять полиция. Привозить мигрантов в центр временного содержания будут судебные приставы. В центре иностранные граждане будут ожидать депортации от двух недель. Семен Белкин отметил, что из-за несогласованности сторон этот срок порой затягивается до трех месяцев. «Этот путь мы проходим впервые. Законодательная база, по моему мнению, недоработана. В частности, не определено, на ком лежит ответственность за порчу имущества», — отметил С. Белкин.