Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2009 году

<...>
Права трудовых мигрантов
В Российской Федерации правовой режим, установленный для всех иностранцев, желающих заниматься трудовой деятельностью, в целом соответствует принципам международных конвенций, касающихся трудящихся-мигрантов, несмотря на то, что ни одной из них Россия не ратифицировала. Российская Конституция провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии с Федеральными Законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учете» трудовые мигранты обязаны соблюдать правила пребывания в стране, вставать на миграционный учет, получать разрешение на работу. И хотя количество жалоб на нарушение прав мигрантов сократилось вместе со снижением общего числа иностранных граждан, приезжающих на заработки, поступившие обращения имеют системный характер.

Нередко прибывшие на заработки люди попадают в сложные ситуации, поскольку плохо осведомлены о своих правах и обязанностях. В тех случаях, когда обращение подано своевременно и работники имеют трудовые договоры, принятые по защите их прав меры приводят к успеху. Прокуратурой Ленинского района Екатеринбурга была проведена проверка по жалобе иностранных работников, заключивших трудовые договоры с ООО «РСУ-7». В результате был выявлен ряд нарушений норм трудового законодательства, которые были устранены по представлению прокуратуры. Задолженность по заработной плате перед работниками погашена (обращение № 09-13/395).

Однако нередко заявители признавались, что никаких договоров с работодателями они не заключали (обращения №№ 09-13/402, 09-13/572, 09-13/1480, 09-13/2209, 09-13/2893, 09-13/2737, 09-13/3029). Всем  обратившимся  дана  рекомендация подать жалобу в правоохранительные органы, поскольку из рассказов многих из них было очевидно, что работодатель не намерен изначально выплачивать обещанную сумму. По просьбе иностранных граждан заявление в их интересах в правоохранительные органы направлялось и Уполномоченным.

К сожалению, нередки случаи, когда у пострадавших от недобросовестных работодателей мигрантов мало шансов отстоять свои права, поскольку в ходе проверки не удается подтвердить сам факт осуществления ими трудовой деятельности в той или иной организации. А порой сложно и найти саму организацию.

Так, прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка по коллективной жалобе работников из Таджикистана, сообщивших, что им не была выплачена обещанная заработная плата ООО СК «Новый дом» (обращение № 09-13/1655).

Заявители утверждали, что устраивались на работу при посредничестве некой С. Однако найти С. следователям не удалось, также не было установлено  месторасположение  организации. ООО СК «Новый дом» состоит на налоговом учете, но по указанному адресу не располагается. Документов, подтверждающих факт наличия у ООО СК «Новый дом» задолженности по выплате заработной платы, в том числе, устанавливающих действительный размер такой задолженности, в прокуратуру также представлено не было, в связи с чем установить обоснованность требований заявителей не представилось возможным.

Заявление работников ООО «СтройДеЛюкс» было передано Уполномоченным в Государственную инспекцию труда в Свердловской области и в прокуратуру Чкаловского района г. Екатеринбурга (обращение № 09-13/2298). Заявители обратились 1 сентября, в день, когда закончился срок действия срочного договора, и рассказали, что не получают заработную плату с февраля. Государственный инспектор труда вскоре сообщил, что не смог установить местонахождение ООО «Строй-де-Люкс» – по указанному адресу оно не находится, комната опечатана, у директора имеется большая задолженность перед арендодателем.

Единственное, что возможно предпринять в сложившейся ситуации – в соответствии со ст. 3 ГПК РФ обратиться в районный суд по месту регистрации ООО СК «Новый дом» за защитой своих прав. Однако при отсутствии каких-либо документальных подтверждений, шансы на скорое и благополучное разрешение дела невелики.

Понимая это, работники отказываются от помощи в подготовке искового заявления.

Два заявителя рассказали, что устроились по объявлению, оба занимались ремонтом помещений, принадлежащих высшим учебных заведениям. Гражданин Таджикистана Б. клал кафельную плитку в здании медакадемии (обращение № 09-13/2737), гражданин Узбекистана Ш. ремонтировал помещение, принадлежащее УГТУ-УПИ (обращение № 09-13/2893).

Поскольку  объекты  принадлежат  государственным   организациям,   Уполномоченный пытался  урегулировать  проблему  в  досудебном порядке. При проведении проверки было установлено, что общестроительные работы на объекте Уральской медицинской академии в соответствии с протоколом аукциона и государственным контрактом должны были производиться обществом с ограниченной ответственностью «Строительное предприятие «СМУ-30». Оплата по счетам была произведена.

Однако по информации  директора  ООО «Строительное предприятие «СМУ-30» Л.А. Пивоварова, работы выполнены по договору субподряда ООО «Апогей Строй» и полностью оплачены. Обе жалобы были направлены Уполномоченным для проведения проверки в правоохранительные органы.

Стал широко известен за пределами области протест гражданина Узбекистана И., который утверждал, что за произведенные работы с ним не рассчиталась

Екатеринбургская епархия (обращение № 09-13/2599). И. обратился за помощью к Уполномоченному и рассказал, что привлеченные им работники из Узбекистана работали на строительстве Свято-Троицкого архиерейского подворья несколько месяцев, однако никакой оплаты при этом не получили. Договор И. не заключал и обратился за помощью лишь тогда, когда сотрудники миграционной службы выявили И. и его товарищей, не имеющих регистрации, в ходе очередной проверки. И. просил Уполномоченного организовать встречу с представителями Екатеринбургской епархии и ООО ПСК «Монолит», осуществляющего строительство подворья по договору подряда. Уполномоченный принял участие в двух встречах, однако никаких документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности и выполнения данных работ, а также весомых аргументов И. не привел. Бригада получила расчет только за изготовление лестницы, на которую имелся договор, хотя качество выполненной работы заказчика не устроило.

Поскольку И. высказал намерение отстаивать свои права и права привлеченных им людей, Уполномоченный оказал ему содействие в трудоустройстве и временном обустройстве в общественной организации «Уральский дом», но к работе И. не приступил.

Свердловская  областная  прокуратура,  рассмотрев обращение И., не обнаружила оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Ему было рекомендовано установить факт выполнения строительных работ и их стоимости в судебном порядке. Однако на протяжении нескольких месяцев И. пытался решить проблему лишь путем привлечения внимания журналистов и подачей жалоб во все возможные инстанции. Рекомендацией решить спор в судебном порядке И. так и не воспользовался, хотя юрист правозащитной сети «Миграция и право» выразил готовность оказать бесплатную помощь в подготовке искового заявления.

Жалобы на отказ работодателя произвести обещанную  оплату  произведенных  работ  не связаны с гражданской принадлежностью или особым, униженным положением иностранных граждан. Приняв российское гражданство, переселенцы из стран СНГ совершают те же ошибки и просят о помощи.

Гражданин Кыргызстана К. обращался к Уполномоченному в 2008 году. В результате проведенной прокуратурой проверки работодатель выплатил обещанную зарплату.

В сентябре 2009 года К. подал новую жалобу. Он принял российское гражданство, однако вновь столкнулся с нежеланием работодателя выплатить обещанную сумму, поскольку устроился без заключения договора. Получив однажды поддержку, К. просил Уполномоченного взыскать долг с некого Афанаса, указав номер его мобильного телефона (обращение № 09-13/2713).

Разъяснительная работа, которую проводят с мигрантами представители миграционной службы, правозащитники Российской Федерации и стран исхода, приносит свои результаты. Обращавшиеся к Уполномоченному люди
рассказывали, что настаивают на заключении договоров, но при этом плохо представляют, какие преимущества это им дает, что в нем должно быть отражено, чем рискуют, приступая к работе по договору подряда. Бригада иностранных работников предъявила Уполномоченному договоры подряда, составленные в произвольной форме, содержащие признаки трудового договора и договора подряда, однако не содержащие никакой конкретной информации о стоимости работ, размере заработной платы (обращение № 09-13/3029).

О соблюдении прав мигрантов, проблемах, с которыми они сталкиваются, можно судить по результатам исследования, проведенного сотрудниками кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета и института философии и права УрО РАН в рамках проекта «Общество и мигранты: от адекватной информации  к  разумному  сосуществованию». Данный проект был разработан некоммерческим партнерством «Межнациональный информационный центр» (Свердловская область) и Институтом «Открытое Общество» – Таджикистан и направлен на объединение усилий организаций всех уровней Среднего Урала и

Республики Таджикистан не только для создания объективного образа трудового мигранта, но и для наиболее эффективного информационно-правового сопровождения процесса трудовой миграции. Уполномоченный по правам человека выступил партнером проекта с российской стороны, со стороны Таджикистана таким партнером стала Миграционная служба МВД Республики Таджикистан.

Результаты исследования были широко распространены в Свердловской области и в Таджикистане, вызвали большой интерес. Полученные данные вызывают большое доверие, поскольку опросы проводились выходцами Таджикистана, которые не только вызывали доверие у респондентов, но и общались с ними на родном языке.
Доцент кафедры теории и истории социологии Уральского государственного университета, кандидат социологических наук М.Н. Вандышев и доцент кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета, кандидат социологических наук Н.В. Веселкова представили в исследовании портрет трудового мигранта из Таджикистана. Согласно полученным данным, трудовые мигранты приезжают в область неорганизованно, ориентируясь на информацию от родственников и знакомых.

Рассчитывают только на собственные силы и не верят в поддержку диаспоры, более того 2/3 опрошенных охарактеризовали диаспоры как корыстные и даже криминальные организации.

Таджикские мигранты живут довольно замкнуто и обособленно, не стремясь лишний раз выходить на контакт с местными жителями и государственными органами. Согласно данным исследования,  55%  граждан Таджикистана  в Свердловской области никогда не вступали в «отношения» с Управлением федеральной миграционной службы, 64% – с учреждениями здравоохранения, 84% – с органами образования.

В ходе мониторинга был также сделан анализ правоприменительной  практики. Основными источниками информации о случаях нарушения прав трудящихся-мигрантов стали частные интервью. 42% опрошенных признались,  что стараются избегать общения с правоохранительными органами, однако, самые большие сложности у мигрантов возникают именно с ними. 33% оценили взаимоотношения с милицией как «плохие». Самой главной проблемой опрошенные назвали вымогательство и рэкет со стороны милиции и ДПС, прежде всего – сержантов (28%). По мнению опрошенных, офицеры общаются с мигрантами более уважительно. О несоблюдении сотрудниками правоохранительных органов законодательства во взаимоотношениях с мигрантами заявили 18% опрошенных, примерно столько же (16%) сообщили о том, что сотрудники ППС и ДПС предвзято относятся к таджикам.

Всем опрошенным была предложена помощь в защите, от которой они дружно отказались. В качестве аргумента чаще всего звучало «будет только хуже», «не верю, что что-то можно исправить».

Исследователи сделали вывод, что в основе большинства нарушений прав трудовых мигрантов, выявленных в процессе мониторинга, лежит низкая  информированность  и/или  искаженное представление мигрантов о правилах пребывания иностранцев в России, непонимание преимуществ и незнание порядка приобретения легального статуса, правовой нигилизм. В свою очередь,  отсутствие  правовой  помощи,  отказ мигранта от обращения за защитой нарушенных прав в государственные органы, в том числе, – в правоохранительные и судебные, провоцируют работодателей на безнаказанное мошенничество в отношении трудовых мигрантов. На сегодняшний день комплекс прав, в которых они ущемляются, незарегистрированное количество преступлений и правонарушений в отношении них очень велики.

В области реально действуют много правозащитных  организаций,  которые поддерживают тесную связь друг с другом и с Уполномоченным. Только на защите прав переселенцев и трудовых мигрантов специализируются «Межнациональный информационный центр», «Уральский дом», юрист правозащитной сети «Миграция и право». Широко распространены памятки для трудового мигранта, разработанные правозащитниками совместно с Уполномоченным, которые были изданы «Межнациональным информационным центром» в рамках различных проектов.

Однако данных мер для защиты прав иностранных  граждан  недостаточно,  поскольку трудовая миграция носит стихийный характер. Информацию о потребностях рынка труда они по-прежнему получают из неофициальных источников и нередко становятся жертвами недобросовестных работодателей и посредников.

Представители органов власти Республик Таджикистана и Узбекистана,  приезжающие в Свердловскую область в рамках различных проектов  по  приглашению Уполномоченного и правозащитников, высказывали пожелание установить взаимодействие с органами власти Свердловской области для решения миграционных вопросов.

В августе по приглашению Уполномоченного, при содействии Межнационального информационного центра и Представительства Международной организации по миграции Свердловскую область посетила делегация из Узбекистана, в которую вошли сотрудники Министерства труда Узбекистана, национального Агентства по внешней трудовой миграции. Гости приняли участие в работе круглого стола на тему «Проблемы двустороннего  российско-узбекского сотрудничества в области миграции на региональном уровне: реалии и перспективы», а также ознакомились с существующими возможностями области по приему трудовых мигрантов, встретились с работодателями, привлекающими работников из Узбекистана, а также с самими мигрантами, посетили областной миграционный центр.

В  результате  в  адрес  председателя  Правительства Свердловской области В.А. Кокшарова от начальника Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерства труда и социальной защиты Республики Узбекистан поступило предложение направить в Узбекистан делегацию для обсуждения вопросов взаимодействия заинтересованных структур нашей области и Республики Узбекистан по трудоустройству и защите прав трудящихся мигрантов.

Уполномоченный надеется, что в результате развития контактов и взаимодействия трудовые мигранты из стран СНГ получат реальную возможность легального трудоустройства, не прибегая к помощи посредников.

Рекомендую Министерству экономики и труда Свердловской области рассмотреть возможность сотрудничества с некоммерческими организациями, оказывающими широкий спектр услуг трудовым мигрантам, на условиях социального заказа.

Сегодня общественная организация «Уральский дом» г. Заречного накопила большой опыт по переселению и трудоустройству мигрантов, который востребован в других регионах страны, но не тиражируется в Свердловской области. По мнению Уполномоченного, только защита прав мигрантов и ответственность за каждого привлеченного работника будет способствовать нормализации ситуации в сфере трудовой миграции из стран СНГ в Свердловскую область, сведет к минимуму возможность обмана и жестокой эксплуатации труда мигрантов и дискриминацию в оплате труда мигрантов.
 
Проблемы родом из СССР
 
К Уполномоченному неоднократно обращались за помощью люди, проживающие на территории Свердловской области в течение длительного времени, однако по различным причинам не сумевшие получить российского гражданства.
К
сожалению, как и ранее, поступали обращения в интересах несовершеннолетних граждан.

Неопределенность  с  гражданской  принадлежностью опекаемой девочки вызвала большие проблемы у жительницы п. Ключевая Нижнесергинского района К. (обращение 09-13/606). Заявительница написала Уполномоченному, что своевременно обратилась с заявлением о выдаче паспорта опекаемой Э., однако вопрос о выдаче паспорта не решался в течение нескольких месяцев. Мать девочки, родившейся в России, умерла, отец лишен родительских прав. Однако сотрудники миграционной службы на протяжении нескольких месяцев определяли правовой статус девочки, устанавливая место проживания ее родителей на 06.02.1992 года.

После обращения Уполномоченного заявление опекуна о приобретении гражданства опекаемой девочки было принято, руководство УФМС России по Свердловской  области  заверило Уполномоченного, что оно будет рассмотрено в первоочередном порядке.
Жительница г. Екатеринбурга С. пожаловалась Уполномоченному, что ее младшая сестра не может получить паспорт (обращение № 08-13/3018). Девушка обучалась в выпускном классе и без паспорта не могла быть допущена к итоговой аттестации.

При проверке было установлено, что девушки вместе с отцом переехали в Россию из Таджикистана в 1997 году. Заявительница приобрела российское гражданство, оформить документы младшей сестре отец не успел, после его смерти заботу о девочке полностью взяла на себя С., уже имеющая своего ребенка. Однако в установлении попечительства над сестрой ей было отказано. В результате заявительница не могла действовать в интересах девочки и подать ходатайство о приеме ее в российское гражданство.

После обращения Уполномоченного в адрес Министерства  социальной  защиты  населения Свердловской области ситуация была взята на контроль заместителем министра И.А. Кунгурцевой, представители территориального управления социальной защиты населения Сысертского района пригласили С. на встречу, оказали содействие в подготовке необходимых документов. Проблема успешно разрешилась, девушка получила паспорт и сдала выпускные экзамены. А вот работа с обращением в интересах семьи Я. (обращение № 09-13/2304), проживающей в п. Смычка Туринского района, показала, что представители органов социальной защиты населения и территориальной комиссии по делам несовершеннолетних приняли все меры для оказания содействия гражданке Украины Я. в восстановлении утраченных документов. Многодетной матери была оказана помощь в подготовке документов, дети  неоднократно  размещались в реабилитационном центре, семье выделялась материальная помощь. Ситуация в данной семье находится под контролем.

Нередко люди испытывали проблемы в связи с тем, что не понимали требований, предъявляемых к ним представителями миграционной службы, или не могли получить необходимые документы из стран СНГ.

В интересах своего мужа Г. обратилась жительница г. Михайловска Ж. (обращение № 09-13/1747). Заявительница была крайне обеспокоена тем, что Г., не предпринимает никаких усилий по восстановлению утраченного паспорта, опасаясь сложностей. Как было установлено, Г. приехал в Россию из Казахстана, имея на руках временное удостоверение личности, паспорт утратил до переезда. Сразу новый паспорт получить Г. не смог, поскольку не поступили ответы на запросы, направленные в Казахстан, с тех пор Г. проживает без документов.

По  просьбе  Уполномоченного  обращение было  рассмотрено  УФМС  России  по  Свердловской области. Г. был приглашен на прием в ОУФМС России по Свердловской области для прохождения процедуры по установлению личности, постановки на миграционный учет и последующей подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание как лицу без гражданства.

Сестры П., проживающие в г. Екатеринбурге, рассказали, что приехали с матерью в несовершеннолетнем возрасте, однако мать оформлением документов не занималась, а свой паспорт и листок убытия утратила (обращение № 09-13/1793). В результате ставшие совершеннолетними девочки не имеют паспортов и не знают, как их получить. По просьбе Уполномоченного Департамент внутренних дел Северо-Казахстанской области представил необходимую информацию и копию заявления формы № 1 на мать заявительниц. Сотрудниками УФМС России по Свердловской области П. даны рекомендации по оформлению документов.

Участник Великой Отечественной войны, переселенец из Грузии Ф. подал жалобу Губернатору Свердловской области. Пожилой человек был крайне обеспокоен тем, что не имеет удостоверяющих личность документов, не получает пенсию, не участвует в выборах, хотя регулярно как участник войны получает поздравления от Президента РФ. По поручению Губернатора письмо было рассмотрено Уполномоченным (обращение № 09-13/1409). Как было установлено, Ф. вместе с женой переехал из Грузии к сыну. Из-за отсутствия свидетельства о рождении не смог подать ходатайство о приеме в российское гражданство, запросы, направленные в Грузию, на получение дубликата документа, остались без ответа. Срок действия выданного вида на жительство закончился, паспорт гражданина Грузии был сдан Ф. в  подразделение  федеральной  миграционной службы при получении вида на жительство, и его местонахождение неизвестно. В результате на законных основаниях Ф. было отказано в удовлетворении заявления о приеме в российское гражданство.

Учитывая преклонный возраст заявителя и его несомненные заслуги перед Родиной, Уполномоченный обратился с ходатайством о приеме Ф. в российское гражданство к Президенту РФ Д.А. Медведеву. Вскоре из ФМС России поступила информация, что в УФМС России по Свердловской области направлено поручение о рассмотрении ранее поданного Ф. заявления о приеме в российское гражданство.

Жительница п. Красногвардейский Артемовского района К. рассказала Уполномоченному, что приехала с родителями из Казахстана в 1994 году, будучи несовершеннолетней (обращение № 09-13/582). Заявительница подала на рассмотрение документы на получение вида на жительство лица без гражданства, однако от сотрудников федеральной миграционной службы ей стало известно о неизбежном отказе на основании п. 13 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поскольку К. больна туберкулезом легких.

Получить какой-либо иной документ, удостоверяющий личность, и выехать за пределы РФ К. также не имела возможности. Консульство Республики Казахстан в г. Омске представило справку о том, что К. гражданства Казахстана не имеет. В интересах К. Уполномоченный обратился к заместителю начальника ФМС России Н.М. Смородину. Согласно поступившему ответу, у К. было принято заявление о приеме в российское гражданство.

К. родилась в Казахстане, постоянно проживает на территории России с 1994 г. Имеет регистрацию по месту жительства. Родители К. уже умерли. Как следует из письма и приложенных к нему документов, отец заявительницы – уроженец России и имел российское гражданство, мать – уроженка Казахстана, являлась лицом без гражданства. К сожалению, своевременно документы дочери они не оформили.

Молодая женщина оказалась в крайне сложной жизненной ситуации. Она недавно сама стала матерью, однако лишена возможности получать пособия на своего ребенка, зарегистрировать брак с отцом ребенка.       

Учитывая сложившиеся обстоятельства, наличие регистрации по месту жительства, невозможность выезда за пределы РФ, малолетнего ребенка, документы К. были приняты на рассмотрение в ОУФМС России по Свердловской области в Артемовском районе.

Переселенка из Узбекистана К. не могла подать заявление о приеме в российское гражданство связи с тем, что неоднократно вступала в брак и меняла фамилию (обращение № 09-13/1407). При выдаче свидетельств о расторжении брака на территории Узбекистана свидетельство о заключении брака у К. изымалось, в результате связь фамилии заявительницы в свидетельстве о рождении не прослеживалась. К. рассказала о своих проблемах Председателю Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Л.В. Бабушкиной и по ее рекомендации обратилась к Уполномоченному. К. была приглашена на прием, который по просьбе Уполномоченного проводил в г. Екатеринбурге консул Республики Узбекистан С. Яхшиликов.

В порядке исключения заявление К. на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке согласилась принять присутствовавшая на приеме заместитель начальника УФМС России по Свердловской области Т.В. Баженова.

Учитывая сложную ситуацию, в которой оказалась К., Уполномоченный обратился за содействием к омбудсману Республики Узбекистан С.Ш. Рашидовой. К. в кратчайшие сроки получила копии необходимых актовых записей.

Откликнулся на просьбу о помощи в интересах переселенки из Армении С. (обращение № 09-13/1647) и Защитник прав человека Республики Армения А. Арутюнян. С. привез в Россию отец после смерти матери. Оформлением документов девочки не занимался, достигнув совершеннолетия, С. длительное время не могла легализоваться, поскольку не имела даже свидетельства о рождении. Защитник прав человека выслал С. дубликат документа и справку об отсутствии гражданства Армении.

Омбудсман Киргизии Турсунбек Акун помог жительнице г. Каменска-Уральского С. (обращение № 09-13/108). О проблемах семьи С. Уполномоченному сообщила и.о. председателя территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Каменска-Уральского  А.И.  Гордеева.  Из-за  отсутствия документов у матери, дети также не имели паспортов, старшая дочь С. заканчивала школу и могла быть не допущена к сдаче итоговой аттестации. В органы ЗАГС Кыргызстана неоднократно  направлялись  запросы  на  получение дубликата свидетельства о рождении С., однако ответы не поступили. Омбудсман Киргизии выслал С. дубликат свидетельства о рождении.

Этот год показал, что люди часто сталкиваются с проблемами при необходимости получения различных справок и дубликатов утраченных документов из стран СНГ. В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 года в г. Минске и Протокола к ней, подписанного 28 марта 1997 года в г. Москве компетентные учреждения юстиции Договаривающихся сторон относятся друг с другом через свои центральные органы. Органы ЗАГС могут направлять запросы и напрямую, минуя учреждения юстиции.
15 мая 2009 года вступил в силу Административный регламент предоставления государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденный Приказами МИД России и Минюста России от 25.12.2008 г. № 20086/311. Информация о территориальных органах, оказывающих содействие в решении вопросов истребования документов, с указанием их адресов, контактных телефонов и адресов электронной почты представлена на официальном сайте МИД России www.mid.ru в разделе «Представительства МИД России в субъектах Федерации». Информация о графике работы территориальных органов размещена на их сайтах.

Исходя из поступивших в адрес Уполномоченного обращений, можно сделать вывод о том, что жителям области неизвестны существующие возможности истребования документов. Как правило, они обращаются лишь в органы ЗАГС, а также самостоятельно направляют запросы в компетентные органы иностранных государств.

Возникшие проблемы не разрешаются длительное время, поскольку услуги оказываются ненадлежащим образом.
Жительница г. Невьянска Ш. пожаловалась Уполномоченному, что не может получить свидетельство о смерти мужа, умершего в Казахстане во время своего отпуска (обращение № 09-13/1412). Женщина писала, что столкнулась с множеством проблем в связи с отсутствием документа, которые не знала, как разрешить. По ее словам, единственное, что предложили сотрудники ЗАГС, – узнать номер телефона коллег в Казахстане, чтобы устно договориться о направлении документа.

По просьбе Уполномоченного проверка по обращению была проведена Управлением ЗАГС Свердловской области. Уполномоченный просил разъяснить, по какой причине Ш. в течение столь длительного времени не может разрешить возникшую проблему, на каком основании вместо свидетельства о смерти была представлена справка. По информации начальника Управления ЗАГС Л.П.Осинцевой, правовая помощь Ш. была оказана, главное, на что обратил внимание вышестоящий орган, – не качество исполнения услуги и решение проблемы обратившегося за помощью гражданина, а сроки направления запросов. Они действительно направлялись своевременно.

Позже Уполномоченному поступила информация, что 5 мая в Казахстан направлен новый запрос, на который поступило свидетельство о смерти, которое, к сожалению, было оформлено неправильно. В связи с чем 20 августа в Казахстан был направлен новый запрос.
Уполномоченный обратился за содействием к руководителю национального центра по правам человека Республики Казахстан В.А. Калюжному. В результате в адрес Невьянского отдела ЗАГС было направлено свидетельство о смерти.

Также в течение нескольких месяцев не могла получить необходимый документ и жительница г. Каменска-Уральского Г. (обращение № 09-13/2121). Она пожаловалась Уполномоченному, что не может зарегистрировать расторжение брака, расторгнутого в Республике Казахстан по решению суда много лет назад. Своевременно женщина не получила в Казахстане ни свидетельства, ни даже копию судебного решения.

Г. обратилась в Рудненский городской суд с просьбой выслать копию судебного решения о расторжении брака. В ответ суд проинформировал заявительницу о том, что гражданские дела за интересующий ее год уже сданы в архив, куда и рекомендовал обратиться за копией решения. На направленный Г. запрос поступила копия решения без отметки о вступлении в законную силу. И.о. начальника ЗАГС г. Каменска-Уральского Е.М. Тютюева отказалась произвести государственную регистрацию расторжения брака ввиду противоречия  нормам  Семейного  кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ. Отказ и разъяснения Г. получила в письменной форме, однако рекомендаций, как разрешить ситуацию, в письме не содержалось.

Для оказания содействия в истребовании документа Уполномоченный направил заявление Г. начальнику Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области В.Н. Чуличкову. Помощь в истребовании документа была оказана незамедлительно.

Поскольку заявительница не могла решить свою проблему на протяжении длительного времени, Уполномоченный также обратился к начальнику Управления ЗАГС по Свердловской области Л.П. Осинцевой с просьбой провести проверку по обращению, сообщить, какие рекомендации давались Г. сотрудниками ОЗАГС г. Каменска-Уральского.

По заверению Л.П. Осинцевой, все необходимые разъяснения и рекомендации о порядке истребования документов были даны Г. не только сотрудниками ОЗАГС г. Каменска-Уральского, но  также  и  сотрудникам  реабилитационного центра «Лада». Однако директор Центра «Лада» данную информацию не подтвердила.

Разъяснения действительно давались, сотрудники ОЗАГС г. Каменска-Уральского дважды рекомендовали направить заявление в адрес государственного архива. И сама Г. и сотрудники центра «Лада» этой рекомендации последовали, однако получить документ не смогли и обратились за помощью к Уполномоченному.

Дважды Уполномоченный обращался к омбудсманам стран СНГ в интересах жительниц области, пожаловавшихся не неисполнение решения суда об уплате алиментов.
Жительница г. Екатеринбурга С. пожаловалась Уполномоченному, что ее бывший муж, ранее исправно плативший алименты на сына, заняв более высокую должность, перестал выполнять наложенные судом обязательства (обращение № 09-13/1604). Обращение С. к судебным приставам и прокурору г. Самарканда к успеху не привели.

С. просила о содействии и помощи сотрудников Представительства МИД РФ в г. Екатеринбурге, однако ее заявление принято не было, никаких рекомендаций и разъяснения сотрудники представительства Р. также не дали.

После обращения Уполномоченного помощь Р. была оказана омбудсманом Республики Узбекистан С. Рашидовой. С должника была взыскана часть задолженности, кроме того, судебным исполнителем было описано имущество должника.

Меры по защите интересов жительницы г. Дегтярска П. были предприняты Национальным центром по правам человека Республики Казахстан (обращение № 09-13/3106).

Поскольку обращения в адрес Уполномоченного свидетельствуют о том, что у жителей области возникают проблемы с истребованием документов из стран СНГ, которые они безуспешно пытаются разрешить самостоятельно, Уполномоченный рекомендует руководителям органов ЗАГС, общественных приемных, подразделений по работе с жалобами населения районных администраций разметить информацию о порядке истребования документов, а также контактные телефоны Управления министерства юстиции по Свердловской области.
<...>
© 2012-2016 “Единый миграционный центр”