Воробьева Н.В., к.э.н., Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург. Трансформация занятости трудовых мигрантов

Миграционная политика является одним из инструментов управления занятостью,  трудовая миграция позволяет решать проблемы дефицита кадров, дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному признаку и другие проблемы рынка труда. По данным УФМС России по Свердловской области 62% прибывших иностранных граждан и лиц без гражданства в регион через аэропорт «Кольцово» в 2011 году указали целью своего прибытия работу [1]. Отсутствие внятного государственного механизма регулирующего занятость мигрантов может привести к ухудшению положения местного населения на рынке труда, криминогенной, санитарно-гигиенической, политической и экономической ситуации.

В миграционной политике России можно условно выделить три этапа и начало четвертого. Первый соотносится с периодом правления Б. Ельцина (с 90-х до 2000 г.), предпринятые шаги в сфере регулирования иностранной миграции характеризуются как противоречивые и непоследовательные, эксперты отмечают самый высокий уровень нелегальной трудовой миграции.

Второй этап  начался с приходом к власти В. Путина, происходит постепенное наведение порядка, стало уделяться пристальное внимание к борьбе с нелегальной миграцией. Президент РФ подписал следующие федеральные законы: «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В декабре 2006 г. было принято постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». Выносится Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 655 «об утверждении правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства».

Данные нормативные акты установили либеральный порядок въезда, проживания и трудоустройства для жителей стран СНГ, с которыми налажен безвизовый режим: в течение десяти дней эти лица могут получить разрешение на работу без дополнительного обращения в ФМС при условии обязательного ее уведомления. Либерализация порядка въезда, проживания и трудоустройства для жителей стран СНГ, с которыми налажен безвизовый режим тут же отразилась на показателях миграции. Произошла трансформация занятости трудовых мигрантов в сторону выхода из тени. Статистика  того периода зафиксировала резкий скачек численности легальных трудовых мигрантов (в Свердловской области рост показателя 2007 г. по сравнению с 2006 составил 154 %). Количество выданных разрешений на работу в регионе в 2007 году по сравнению с прошлым годом в целом увеличилось в 3 раза,  в среде граждан государств СНГ - почти в 6 раз.

Следует отметить, что появление данных нормативных актов обусловлено в первую очередь экономическими соображениями, демографическая компонента последствий данных решений слабо учитывалась. Перечислим основные социально-экономические факторы, обуславливающие целесообразность привлечения иностранных работников в период до октября 2008г.:  невостребованность местным населением вакансий ряда предприятий и организаций (в т.ч. производящих сельхозпродукцию) из-за низкой заработной платы и тяжелых условий труда;  диспропорция спроса и предложения квалифицированной рабочей силы; внедрение не освоенных в России передовых технологий.

Третий этап миграционной политики датируется началом мирового финансового кризиса в октябре 2008 года. Прежде всего, произошло изменение отношения к проблеме занятости трудовых мигрантов. В период пика кризиса численность российских безработных  примерно равнялась численности легальных трудовых мигрантов. Власть приняла попытку замещения иностранной рабочей силы местным населением. Был активизирован механизм квотирования, предусмотренный еще  Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».  Свою роль в данном процессе сыграл Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 514н «Об утверждении формы заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядка ее заполнения, а также формы заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также о связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам».

Механизм квотирования применяется и сейчас, юридические и физические лица, использующие труд иностранных работников (далее - работодатели), ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками  по установленной форме. В эти же сроки можно заявиться на корректировку ранее полученной квоты. Службы занятости активно направляли и направляют российских безработных по вакансиям, заявленными работодателями для иностранцев. Однако заместить иностранную рабочую силу не удалось по причине того, что местное население не устраивали те условия труда, которые предлагались.

В настоящее время автоматизирована технология подачи заявок. С января 2012 года начала действовать модернизированная версия АИК «Миграционные квоты», которая позволяет заполнить формы и выслать их дистанционно, в новой версии  предусмотрена удобная система классификаторов (стран мира, видов экономической деятельности, профессий), которые помогут заполнять быстрее заявки. Также сама заявка стала визуально более удобной. Введены новые функции по автосохранению заявок, теперь если работодатель перешел в другой раздел или произошел сбой Интернета или напряжения заявка не пропадает. Также работодатели могут узнать куда следует подавать заявки в бумажном виде [2].

Несмотря на технические новшества, механизм квотирования по своей сути слабо влияет на трансформацию занятости трудовых мигрантов. Работодатели в заявках, как правило, завышают свои потребности в иностранных работниках, так как это прогнозная величина. Например, в апреле 2012 года, подается заявка на 2013 год. Заявки так же подают консалтинговые, рекрутинговые фирмы, которые потом «перепродают» эти квоты работодателям, не участвовавшим в установленные сроки в заявочной компании, либо ошибившимся в  своих прогнозах по потребности в иностранной рабочей силе. Появились новые услуги на рынке рекрутинга. Кадровые агентства предлагают временную занятость, заемную занятость иностранной рабочей силы. То есть фактически иностранный работник трудится, например, в Ашане, а по документам является сотрудником кадрового агентства или какой-то другой организации.

Таким образом, государство регулирует иностранную занятость лишь формально, количество трудовых мигрантов и структура занятости по видам экономической деятельности регулируются самим рынком, то есть потребностями работодателей. Одна из причин – безвизовый режим въезда для граждан стран СНГ. Уже традиционно, на протяжении более 10 лет основная доля иностранных мигрантов по данным  УФМС России по Свердловской области это граждане Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Усилился интерес к нашему региону со стороны Китая, выросло количество заявлений на получение разрешений на временное проживание на территории Свердловской области. Отметим, что в США, где проблемами регулирования трудовой миграции занимаются гораздо дольше, до сих пор количество и сфера трудоустройства мигрантов определяется, прежде всего, экономической ситуацией, то есть величиной потребности в рабочей силе со стороны работодателей.

Высокая миграционная нагрузка в Свердловской области все так же традиционно приходится на г.Екатеринбург., Сысерть, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Верхнюю Пышму, Березовский, Первоуральск, Ревду.  

Если обратиться к статистике, то мы увидим, что основная трансформация  занятости трудовых мигрантов происходит в сфере распределения иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности. Именно рынок регулирует перетекание из одного сектора экономики в другой (таблица 1).

Таблица 1
Изменение структуры занятости иностранных работников по видам
экономической деятельности, % *

  Вид экономической деятельности
Строи-
тельство
Оптовая и розничная торговля Обрабатыва-ющие производства Транспорт и связь Коммунальные и социальные услуги Сельское хозяйство Другие виды
2007 48,9 30,6 7,0 6,0 4,1 0,3 3,1
2011 30,5 25,8 14,3 7,3 10,7 3,7 7,4
Темп роста 62,4 84,3 204,3 121,7 261,0 1233,3 238,7

·    Составлено на основе данных УФМС России по Свердловской области [2].
 
В лидерах все так же остаются «Строительство» и «Оптовая и розничная торговля», однако их вес снижается, и достаточно быстрыми темпами. Отмечается расширение или диверсификация иностранной занятости, освоение новых направлений.  Не так давно трудовые мигранты стали привлекаться в ЖКХ, а доля занятых в этой сфере выросла уже в 2,6 раз. Увеличивается заинтересованность работодателей в труде женщин мигрантов, отмечается  скачек занятости иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве. Это при том, что Свердловская область является индустриально развитым регионом, сельское хозяйство вместе с охотой и лесным хозяйством по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области  составляет всего лишь 4% от ВРП.

Считаем, что вопросы отраслевого распределения трудовых мигрантов должны быть отражены в программах развития Свердловской области. Сейчас они пущены на самотек. Начинается следующий, четвертый этап трансформации в миграционной политике. Улучшение экономической ситуации и прогнозируемый дефицит кадров реанимировал настроения второго этапа: без иностранной рабочей силы не обойтись, надо привлекать, надо учить. Однако последствий реализации такой политики не просчитано, более того нет рабочей методики для проведения подобных расчетов.

Таким образом, в настоящее время необходимо совершенствование механизма регулирования иностранной занятости, цель совершенствования – перевести формальное регулирование в реальный режим, действительно оказывающий влияние на перераспределение миграционных потоков. В качестве конкретных предложений можно указать на возможность корректировки регионального закона «О регулировании оплаты труда в Свердловской области» 1997 г., где усилить момент обеспечения равных ставок заработной платы для иностранцев и российских граждан, выполняющих работу равной сложности в равном количестве. Через механизм социального партнерства добиваться обеспечения достойного размера заработной платы, что подтолкнет работодателей к поиску путей сокращения численности за счет внедрения новой техники и технологии. Надо понимать, что поток мигрантов в нашу страну не вечен. Долгосрочная политика Таджикистана,  Узбекистана и Кыргызстана направлена на развитие собственных территорий и на возврат своего населения, а значит, для нашей страны стратегически важно повышать производительность труда, особенно на фоне дефицита собственных трудовых ресурсов. Нужно начать работу над законом о регулировании занятости иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Свердловской области, в ходе такой работы следует просчитать долгосрочные риски использования и расширения иностранной занятости, разработать методику оценки социально-экономических последствий использования иностранного труда. В законе следует предусмотреть порядок определения муниципальных образований, в которые следует (или, наоборот, не следует) направлять мигрантов. Учесть, что есть предельный порог безопасности: иностранных граждан должно быть не более 7-10%   от численности занятых  (в Екатеринбурге уже более 10%). Определить порядок определения сфер экономики, в которых использование иностранного труда  рекомендовано или, наоборот, не допустимо.

Список литературы
1.    Обзор миграционной ситуации в Свердловской области за 2011 г. УФМС России по Свердловской области.
2.    [Электронный ресурс]. URL:  http://www.migrakvota.gov.ru/


© 2012-2016 “Единый миграционный центр”