Козлова О.А., д.э.н., зав. сектором социального развития региона, Бараковских М.В., соискатель, Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург. Учебная миграция как фактор формирования трудового потен

В соответствии с экономико-расселенческим подходом к изучению внутренней миграции населения страны, в миграционной политике  необходимо учитывать тенденции миграции, маятниковые и сезонные перемещения. В совокупности эти виды образуют миграционную подвижность и характеризуются как взаимосвязанные и взаимозависимые. Различные виды миграционной подвижности объединяет общая экономическая функция - обеспечения хозяйственного комплекса страны рабочей силой [1].

В данном контексте рассмотрения проблемы, одним из важнейших видов внутренней миграции становится учебная миграция. Насколько она развита, как влияет на характер расселения, на рынок труда принимающей учебных мигрантов территории, - все эти вопросы в настоящее время набирают значительную актуальность.

Предметом особого  интереса становится и проблема определения уровня социальных притязаний будущих молодых специалистов к той территории или предприятию, где им предстоит  жить и работать.

Данное обстоятельство послужило поводом для проведения  опроса студентов нескольких вузов г. Екатеринбурга. Отношение к важнейшим вопросам социально-экономического развития и предполагаемым способам удовлетворения собственных социальных потребностей будущих специалистов анализировалось на основании ответов на вопросы анкеты по изучению роли социальных факторов в закреплении молодых специалистов на принимающей территории после окончания учебных заведений.

Основное содержание поставленных перед будущими специалистами вопросов заключалось в выявлении возможных моделей поведения и причин территориальной мобильности кадров молодых специалистов в связи с неудовлетворенностью тех или иных социальных потребностей. Кроме того, рассматривалась возможность смены места жительства или смены полученной специальности в результате отсутствия социальных мотиваций.

Важнейшими факторами, предложенными для оценки будущим специалистам, послужили такие, как уровень заработной платы, возможность профессионального роста, наличие на принимающей территории жилищного фонда по доступной цене, а также возможность оздоровления и физического развития для себя и членов своей семьи.

В основу исследования была положена  взаимосвязь между наличием потребности в конкретного вида услугах и социальными ожиданиями будущих специалистов. Соотношение этих параметров позволяет оценить предполагаемую степень удовлетворенности молодых специалистов и на этой основе сделать заключение о потенциальной возможности их закрепления на принимающей территории.

Среди обследованных студентов 46,3% явились жителями г. Екатеринбурга, 41,2% - приехали учиться из населенных пунктов, расположенных в Свердловской области, и 12,5% из других регионов страны. Данная структура обследованных позволила оценить социальные ожидания как горожан, так и жителей области и других регионов.

Намерения учебных мигрантов по выбору места жительства распределились в процентном отношении к числу опрошенных, представлены в табл. 1.

Таблица 1
Намерения  учебных мигрантов по выбору  места жительства после окончания  ВУЗа
Намерения студентов Жители Свердловской  области Жители других регионов
Планируют вернуться после учебы к себе домой
Не планируют возвращаться на прежнее место жительства
Затруднились с ответом
27,3
 
36,4
36,4
50,0
 
40,0
10,0
 
 
Значительное число будущих специалистов не планирует возвращаться на  прежнее место жительства, а это свидетельствует о необходимости решать проблему приобретения жилья на тех или иных условиях. Возможность получения жилья или иного способа решения жилищной проблемы для таких специалистов может стать причиной смены места работы, рода деятельности, региона проживания. Среди жителей г. Екатеринбурга также высок процент желающих сменить место жительства, что только подтверждает вывод о значительном влиянии данного фактора на закрепление кадров специалистов с высшим образованием.

Результаты опроса по выявлению значимости отдельных факторов социального обеспечения на деятельность будущих специалистов позволили получить следующие результаты (табл. 2), свидетельствующие о высоком  уровне социальных ожиданий в отношении не только величины заработной платы, но и иных социальных факторов  территориального развития.

Таблица 2

Основные факторы влияния на выбор учебными мигрантами места жительства
после окончания ВУЗа
Факторы, оказывающие влияние на выбор места работы и жительства Жители Екатеринбурга Жители Свердловской области Жители других регионов В целом по всем категориям
Достойный уровень заработной платы 100,0 84,8 100,0 93,8
Возможность профессионального роста 81,1 75,8 90,0 80,0
Обеспеченность жильем 29,7 42,4 50,0 37,5
Широкий спектр социальных услуг 43,2 39,4 40,0 41,3
 
Представленные данные свидетельствуют о незначительном расхождении во мнениях студентов г. Екатеринбурга и жителей иных регионов и отражают устойчивый характер ожиданий в отношении  жизненного уровня, которые  дает возможность обеспечить принимающая территория.

Значительную роль в закреплении  молодых специалистов на принимающей территории играют факторы, связанные с удовлетворением таких потребностей, как возможность профессионального роста, развитость  социальной инфраструктуры в регионе. Данный фактор выступает экономической основой удовлетворения социальных потребностей будущих молодых специалистов, завершающих вузовское образование и в ближайшую перспективу пополняющих число высококвалифицированных кадров региона.

Список литературы
1.    Хорев  Б.С, Тимчук  Н.Ф. Моделирование и регулирование миграционной подвижности населения в системах расселения // Миграционная подвижность населения в СССР / Под ред. Б.С. Хорева, В.М. Моисеенко. М., 1974, с.122-124; Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграциология. М.. 1989, с.9-12.
© 2012-2016 “Единый миграционный центр”