4 декабря 2012 года в здании Уральского федерального университета им.Первого Президента России Б.Н. Ельцина на ул.Ленина, 51 представители вузовского сообщества Екатеринбурга, УФМС России по Свердловской области и «Единого миграционного центра», диаспоральных объединений собрались на круглый стол на тему «Актуальные вопросы трудовой миграции в Свердловской области». В ходе двухчасовой дискуссии были обсуждены вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики РФ и последних изменений в действующем законодательстве, связанных с требованием о знании русского языка трудящимися мигрантами.
Заседание круглого стола открыл Первый проректор УрФУ Дмитрий Витальевич Бугров. Он справедливо отметил в своей вступительной речи тот факт, что Урал – регион мультикультурный, многонациональный. Эту позитивную специфику должно развивать и впредь работать над её сохранением.
Заместитель начальника управления департамента внутренней политики губернатора Свердловской области Марина Юрьевна Плясунова высказалась в подтверждение тезиса о благоприятной межнациональной обстановке в регионе. «Потребность в иностранной рабочей силе очень высокая. Наша задача – вести работу по гармонизации межнациональных отношений. Легче предупредить конфликт, чем потом с ним справиться», - сказала она. По словам М.Ю. Плясуновой, в муниципальных образованиях области действуют программы по предотвращению экстремизма и межнациональных конфликтов. Особое внимание традиционно уделяется патриотическому воспитанию молодёжи, профилактике межнациональных отношений в молодёжной среде. Диаспоры взяли на себя большую работу по интеграции своих сограждан в российское общество, по обеспечению бесконфликтного сосуществования представителей различных национальностей. В муниципалитетах собираются местные консультативные советы, в которых участники – чиновники, силовики, лидеры национально-культурных объединений обсуждают ситуацию на территориальном уровне и вырабатывают общие решения.
В продолжение встречи Д. В. Бугров обозначил, пожалуй, главный вопрос заседания круглого стола, который для участников совещания имеет самое насущное, практическое значение. Русский язык для трудовых мигрантов: обучение и проведение обязательного тестирования для получения разрешения на работу. Как обучить человека «с нуля» элементарным коммуникативным навыкам, как принимать экзамен, какой документ будет обязан получить выпускник курсов? На эти непростые вопросы, требующие разъяснения от федеральных органов исполнительной власти, однозначных ответов пока нет. Первый проректор УрФУ отметил положительную роль координационного совета ВУЗов, созданного по совместной инициативе свердловского УФМС и «Единого миграционного центра».
С большой долей уверенности можно предположить, что участники встречи были солидарны с точкой зрения, высказанной заместителем директора ИГНИ по образованию В.А. Гудовым, о том, что поправки в законы застали всех врасплох и что ситуацию надо в скорейшем времени стабилизировать. Информация о содержании тестов, о результирующих документах появляется каждый день, и трудности переходного периода преодолимы. Коль скоро была поставлена государственная задача по «массовому ликбезу» в отношении титульного языка РФ, её нужно выполнять. Д.В. Бугров напомнил латинское крылатое выражение «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но это закон»).
Вполне ожидаемую острую полемику вызвали два вопроса: об оплате подготовительных курсов и неизбежного тестирования и о форме конечного документа, который будет выдаваться при успешной сдаче теста. Масис Хачикович Назарян, руководитель Региональной общественной организации «Ани-Армения» настаивал на том, что обучение должно быть бесплатным – на принципах «гостеприимства». Тем более что у армянской общины есть положительный опыт организации учебного процесса в воскресной школе. Альтернатива бесплатному обучению и тестированию – финансирование со стороны государства. Пример Тюменской области позволяет говорить о том, что этот вариант возможен в виде областных целевых программ. Руководители УФМСРоссии по Свердловской области – Юрий Викторович Безбородов (заместитель начальника УФМС), Дмитрий Валерьевич Распопов (помощник начальника УФМС), Вадим Петрович Лысаков (заместитель начальника УФМС) – конкретизировали ситуацию, напомнив, что обязательное тестирование коснётся только некоторых сфер деятельности, где умение общаться на русском языке необходимо: ЖКХ, розничной торговли и сферы услуг. Тем не менее, вопрос о форме документов, выдаваемых по прохождению теста и признаваемых ФМС в качестве легитимных, остаётся открытым – до соответствующих указаний и разъяснений из федерального центра.
Также первый опыт проведения курсов обучения русскому языку и этап «набивания шишек» показал, что необычайно трудно подготовить человека за отведённые 72 часа. Заведующая кафедрой русского языка для иностранных учащихся УрФУ, директор Центра тестирования по русскому языку на гражданство РФ Наталья Аркадьевна Боровикова отметила, что это огромной сложности труд, который потребует трудозатрат преподавателей. Она же рассказала собравшимся, что в договоре, который был получен из РУДН, в графе «стоимость» поставлен пока прочерк, т.е. вопрос цены подобной образовательной услуги остаётся открытым.
Советник директора государственного бюджетного учреждения "Единый миграционный центр" Сергей Серафимович Кашицин призвал участников круглого стола работать на перспективу: не секрет, что с 2015 года экзамены на владение русским языком, а также на знание Истории России и основ законодательства будут уже все трудящиеся мигранты. С.С. Кашицин выразил уверенность, что необходимо использовать временной люфт, чтобы быть готовыми к ожидаемым изменениям.
В итоге обсуждения была принято решение продолжить начатую работу, постепенно выстраивая механизмы реализации новых требований законодательства; освоить опыт, накопленный национально-культурными объединениями; обеспечить возможность проведения курсов повышения квалификации для преподавателей, которые будут обучать трудовых мигрантов. Кроме того, через неделю, 11 декабря, по предложению Д.В. Бугрова в УрФУ состоится совещание преподавателей, работающих в диаспоральных воскресных школах.