А.И. Татаркин, академик РАН, директор Института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург. Демографические процессы и задачи развития трудового потенциала страны

Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что человек профессионального труда становится главным действующим лицом модернизации хозяйственного комплекса страны и развития экономики на инновационной основе. Здесь можно задаться вопросом - с какими демографическими и трудовыми ресурсами стране предстоит решать эти глобальные задачи?

Отвечая на этот вопрос, необходимо выделить основные демографические проблемы (угрозы), требующие учета при формировании  трудового потенциала модернизации экономики страны.

Первая проблема – продолжающая оставаться высокой  смертность населения, и особенно его трудоспособной части.

Показатели смертности, которые стали расти еще в 70-е гг. резко увеличились в   1990-е, и к настоящему времени, Россия заметно опережает как развитые, так и развивающиеся страны по данному показателю. Наиболее серьезно рост смертности затронул  мужское население. Основные причины – резкий рост смертности от заболеваний сердечнососудистой системы, производственных и бытовых травм, хронических болезней, которые не поддаются быстрому и дешевому лечению. Играет роль поведенческий фактор: в автокатастрофах гибнет более 30 тыс. человек ежегодно (это население небольшого города). До 2 миллионов человек инфицировано СПИДом, и их число также растет.

Справка: К 2001г. средняя продолжительность жизни мужчин сократилась на пять лет. Только в последние четыре года ситуация начала немного улучшаться. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2010 г. по сравнению с 2006 г. вырос у мужчин на 2,4 года, у женщин – на 1,4 лет. Рост продолжительности жизни у мужчин произошел в основном за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте, у женщин – в трудоспособном и старше трудоспособного возраста. Высокий уровень преждевременной смертности мужчин  обусловил  существенную гендерную диспропорцию в возрастном составе населения России. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается с 29 лет и с возрастом увеличивается.

Вторая проблема – низкая рождаемость. Этот показатель – результат долговременных тенденций. Россия не сильно отличается по нему от Европы. Конечно, экономический кризис повлиял на рождаемость. Но экономический рост, который многими политиками увязывается с преодолением демографических проблем, не сможет повлиять на увеличение рождаемости, достаточное для нормального воспроизводства (2,2 ребенка на одну женщину). Многие социологические опросы и  анализ демографических исследований свидетельствуют, что семьи с относительно большим доходом все-таки не склонны заводить больше детей.

Третья проблема, связанная с первыми двумя – депопуляция, то есть сокращение общей численности населения. Высокая смертность и низкая рождаемость детерминируют сокращение населения, которое не покрывается мигрантами. Если в 1950г. Россия (СССР) занимала 3-е место по численности населения после Китая и Индии, то в 2050г. она выйдет лишь на 18 место.  В новой Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом президента РФ N 1351 от 9 октября 2007 г., определены факторы отрицательного влияния на рождаемость: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), неблагоприятные условия труда значительной части работающих женщин, низкий уровень репродуктивного здоровья населения.

Четвертая проблема – старение населения. Население стареет из-за низкой рождаемости, увеличивается срок сосуществования поколений. Меняется возрастная структура населения и пропорция иждивенцев (детей и пожилых людей). Эта пропорция имеет прямое отношение к политике государства: если дети – в основном забота родителей, то пожилые люди – забота государства. Кроме того, изменение пропорции сказывается на трудовых ресурсах страны. Эти трансформации пока не столь ощутимы, но условия для них уже заложены. По расчетам Росстата, в прогнозной перспективе по всем вариантам развития трудоспособная часть населения будет неуклонно сокращаться при снижении  лиц моложе трудоспособного возраста и  повышения численности лиц  старше трудоспособного возраста.
 Справка: Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более. Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2010г.) – в пенсионном возрасте. В свою очередь постарение населения вновь усиливает тенденцию роста общего коэффициента смертности и или повышает «вал» смертности в стране в настоящее время. В этом отношении динамика частоты общей смертности в Свердловской области и в стране в целом совпадают.

Пятая проблема -  отсутствие контроля и  инструментов регулирования внутренней миграции населения. Внутренняя миграция населения России практически выпала из поля зрения как исследователей, так и органов власти. Между тем, внутренние миграции в стране всегда оказывали большое влияние на хозяйственное развитие и его региональные пропорции и имели значительные  размеры.  Об этом свидетельствуют данные государственной статистики.

В настоящее время, наибольшей актуальностью обладают проблемы обеспечения гарантированного Конституцией права граждан на свободу передвижения по территории своей страны, права внутренних мигрантов. В тоже время, приняв решение переехать на другое место жительства, наши сограждане испытывают массу неудобств: от административных ограничений, до негативного отношения со стороны местного сообщества.
Справка. По данным ВЦИОМ, только 35% граждан не сталкивались с проблемами  при оформлении регистрации на новом месте жительства, 45% опрошенных фиксируют большие очереди,  26% - неудобный график работы госучреждений,  23% - грубость работников регистрационного учета, по 12% - взяточничество, превышение установленных законом сроков оформления документов, требование чиновниками дополнительных документов, 10% - необоснованные отказы. Но главное препятствие на пути внутреннего мигранта - это отсутствие жилья. Только 5% вакансий, предусматривающих переезд,  сопровождаются возможностью выделения временной жилплощади

Шестая проблема – рост неконтролируемой внешней  миграции. У этой проблемы несколько составляющих.

Первая –  сокращение числа мигрантов, приезжающих в Россию официально. Неконтролируемое расширение неформального сектора угрожает качеству трудового потенциала страны, приводит к деградации отечественного рынка труда. Возникают условия для чрезмерной эксплуатации рабочей силы, занижения цены труда, нарушения требований охраны труда, высокой интенсивности труда и чрезмерной продолжительности рабочего дня, отсутствия выходных, оплачиваемых отпусков и т.п. Это ведет к потере здоровья работников, нехватке времени на нормальный отдых, семью, воспитание детей, постепенной деквалификации, снижению качества труда и продукции.

Вторая составляющая этой проблемы – неготовность регионов к приему большого числа мигрантов при потенциальной угрозе дальнейшего роста массового нелегального въезда в страну в будущем. Наплыв мигрантов невозможно будет остановить силовыми методами: усилением визового и пограничного режима. Это особенно актуально в условиях усиления по некоторым направлениям внутренней миграции. Сибирский и Дальневосточный округа отдают свое населения другим федеральным округам, сокращая возможности ассимиляции мигрантов из Китая и других стран АТР. Это привело к тому, что в приграничных территориях кризисная ситуация в демографической сфере оказалась более разрушительной, чем в других частях страны. Здесь уже почти два десятилетия наряду с депрессивностью экономики происходит обезлюживание территорий при сохранении процессов депопуляции и выбытия постоянного населения за пределы регионов.

В этом отношении создание министерства РФ по развитию Дальнего Востока должно помочь в усилении регулирующего воздействия на миграционные процессы в  важнейшем регионе нашей страны. В то же время, как свидетельствуют идущие процессы, приграничная безопасность не обеспечивается мерами только запретительного характера, не регулируется односторонне и не может быть обеспечена только усилиями государственных административных институтов без достаточного идеологического обеспечения. Очевидно, что значительную роль в этом должны играть не только государственные, но и социально-экономические, и общественные институты.

С проблемой неконтролируемой  внешней миграции связано и снижение экономической эффективности от использования трудового потенциала мигрантов.

По оценке института экономики УрО РАН, проведенной за период с 2007 по 2010гг. бюджет РФ ежегодно недополучает от 30 до 58 млрд. рублей налоговых доходов от фонда заработной платы иностранных работников.

Несмотря на то, что в результате сокращения квот численность иностранных граждан, получивших разрешение на работу, ежегодно уменьшается, суммы денежных переводов осуществляемых ими на родину, увеличиваются, свидетельствуя о  росте  бюджетных потерь  нашей страны.

Это только небольшая часть проблем, которые необходимо решать при формировании политики сохранения, развития и  повышения эффективности реализации трудового потенциала страны.

Одной из главных задач государственной политики в этой сфере должно стать решение данных проблем в целях улучшения качества трудового потенциала, обеспечения оптимального процесса его воспроизводства, сохранения и накопления.

Что нужно для этого сделать?

Прежде всего, необходимо осмыслить и  согласовать иерархию и уровень соподчиненности приоритетов и ценностей демографической, миграционной и социально- трудовой политики на уровне регионов и страны в целом в рамках единой государственной стратегии  воспроизводства трудового потенциала страны, в которой   должны быть определены  такие направления как:
-     эффективное использование и распределение государственных инвестиций в развитие социальной сферы;
-     повышение доходов и уровня жизни населения как предпосылок сохранения его трудового потенциала;
-     увеличение продолжительности жизни; проведение профилактики, диагностики и лечения заболеваний населения; формирование самосохранительного поведения населения;
-     повышения мотивации к труду у подрастающего поколения и взрослого населения;
-     обеспечение  преемственности поколений в культурной, социально-трудовой сферах,  эффективности использования  трудового потенциала старших поколений;  
-     повышение заинтересованности к возвращению представителей русскоязычного населения, живущих за границей;
-     формирование  регулируемых потоков внешней миграции;
-     регулирование расселенческих процессов и внутренней миграции.

Особо необходимо сказать о задачах миграционной политики, в силу резкого повышения актуальности как внешней, так и внутренней миграции. Можно выделить несколько стратегических направлений миграционной политики. Первая подразумевает отказ от стимулирования притока мигрантов (сдерживание). Данная стратегия при сохранении нынешней неблагоприятной тенденции развития демографической ситуации в стране вызовет острейший дефицит рабочей силы. Вторая определяет противоположный путь: серьезное стимулирование иммиграции, подразумевающее вовлечение в иммиграционный поток выходцев из стран старого зарубежья (прежде всего из Восточной и Юго-Восточной Азии и других развивающихся стран) и, как следствие, выработку государством особых подходов к их расселению и адаптации. Третью стратегию можно назвать промежуточным вариантом – это селективный отбор мигрантов. Он возможен только при серьезном государственном регулировании рождаемости и смертности.

Каждая из стратегических линий миграционной политики имеет своих сторонников и противников, но важнее другое. Большинство оппонентов осознают: если государство серьезно не озаботится вопросами демографической и миграционной политики, не предпримет в рамках специальных программ дополнительные экономические и финансовые усилия, не закрепит законодательно рычаги экономического стимулирования и контроля миграции, то в ближайшее время Россия столкнется с огромным дефицитом рабочей силы.

Основными направлениями миграционной политики следует  считать:
а) создание условий для приема и размещения экономически активной части мигрантов, стимулирующих их участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению;
б) оказание государственной поддержки обустройства слабозащищенных переселенцев в социальном плане;
в) изменение порядка и механизма жилищного обустройства переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов; развивать (по опыту работы дома мигрантов в поселке Кольцово Единого миграционного центра) сеть домов мигрантов для прибывающей иностранной рабочей силы;
создавать интеграционные пункты адаптации и изучения русского языка;
г) разработку экономических механизмов регулирования процессов миграции, введение мер дифференцированной поддержки территорий и стимулирование притока мигрантов в определенные территории с учетом интересов развития страны и ее регионов.

В региональном аспекте существует необходимость дополнять общие направления государственной политики в сфере развития трудового потенциала в соответствии с региональными особенностями по наиболее проблемным вопросам их развития. В нашей стране влияние региональных факторов значительно сильнее, чем в других странах, и специфика регулирования демографических процессов в огромной мере связана с колоссальными межрегиональными различиями, обусловленными объективным неравенством демографических условий: сосуществование регионов с депопуляционным режимом и ярко выраженным расширенным воспроизводством населения. 
© 2012-2016 “Единый миграционный центр”