Макурин А.В., Заместитель директора Департамента по труду и занятости населения Свердловской области, г. Екатеринбург. Основные проблемы рынка труда Свердловской области и пути их решения

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года будут являться улучшение структуры экономики, широкое внедрение инноваций, модернизация промышленного комплекса, развитие инфраструктуры и целенаправленная социальная политика.

Важнейшая роль  в решении перспективных задач социально-экономического развития принадлежит развитию  трудовых ресурсов, демографической, миграционной, жилищной и кадровой политикам, обеспечивающим значительное развитие человеческого потенциала.
Необходимо отметить, что решать вопросы модернизации экономики Свердловской области, определенные Стратегиями социально-экономического развития Свердловской области и УрФО, придется в условиях серьезных социально-экономических проблем, наметившихся на рынке труда Свердловской области.
 
Первое. Сокращение трудовых ресурсов.

Численность трудоспособного населения в Свердловской области сокращается с 2007 года (см. табл.1).

Таблица 1
Динамика численности населения в трудоспособном возрасте
Год Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс.чел. Год Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс.чел.
2004 2803,6 2008 2786,5
2005 2811,4 2009 2766,3
2006 2812,5 2010 2751,5
2007 2803,4 2011 2719,8
 
 
Прогнозы разных экспертов численности трудоспособного населения различаются по цифрам, но сходятся в одном. Минимальное ежегодное падение численности населения трудоспособного возраста в период до 2015 г. составит 20-25 тыс. чел. Затем падение сократится. К 2020 году численность населения в трудоспособном возрасте сократится примерно на 200-240 тысяч человек  по сравнению с 2008 годом.

Численность занятых в экономике, несмотря на намечающуюся структурную перестройку, не сможет сократиться в таких же масштабах. По нашим  предварительным оценкам прогноза баланса трудовых ресурсов до 2020 года численность занятых в экономике сократится на 130-170 тысяч человек.

Наблюдалась последние пять лет и устойчивая тенденция сокращения  миграционного прироста граждан, прибывающих на постоянное место жительства в Свердловскую область. В 2010 году миграционный прирост сократился по сравнению с уровнем 2006 года в 2,4 раза – с 9,5 тысяч до 3,9 тысяч человек. Правда, в 2011 году произошел резкий его рост до 13,1 тысячи человек. В перспективе возможности миграционного прироста за счет переезда в Свердловскую область жителей других регионов России и  стран СНГ нам представляются стабильными и характеризуются величиной 5-10 тысяч ежегодно.

Обращает внимание тот факт, что доля межгосударственного миграционного прироста стабильно превышает долю внутрироссийского  (2007 год – 53,8%, 2008 год – 56,1%, 2009 год – 77,6%, 2010 г. – 66,4%, 2011 г. – 56,5%), но внутрироссийская доля в миграционном приросте существенно выросла с 2009 года по 2011 год с 22,4% до 43,5%.

Положительный миграционный прирост в Свердловской области наблюдается за счет массовой миграции с территорий Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, а также Курганской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов УрФО внутри России, а также из стран СНГ.

Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, является  существенным ограничением для экономического роста.

Второе. Территориальная несбалансированность трудовых ресурсов.

Наблюдается недостаток трудовых ресурсов в одних муниципальных образованиях Свердловской области при переизбытке в других. Значительная часть вакансий (более 60 процентов) сосредоточена в крупных городах Свердловской области с населением свыше 150 тыс. человек. Количество вакансий на трудоизбыточных территориях с коэффициентом напряженности рынка труда более 10 составляет всего 0,7%. При этом количество безработных этих территорий составляет 30% от общего количества безработных.

Следствием является застойная безработица во многих отдаленных территориях Свердловской области, особенно на северо-востоке.  Наибольший уровень регистрируемой безработицы на 01.06.2012 г. наблюдался в следующих муниципальных образованиях:
Байкаловский муниципальный район – 7,31%;
Гаринский городской округ – 6,61%;
Новолялинский городской округ – 6,58%;
Таборинский муниципальный район – 6,41%;
Ирбитское муниципальное образование – 5,22%;
Сосьвинский городской округ – 4,18%.

Данную проблему не представляется возможным решить без серьезного повышения территориальной мобильности рабочей силы и создания новых рабочих мест с достойной заработной платой.

Третье. Несоответствие предложения образовательных услуг потребностям работодателей.

За 2010-2011 годы процентная доля выпускников, обратившихся в службу занятости, по отношению к общему количеству лиц, завершивших обучение в учреждениях профессионального образования, составила: начального профессионального образования - 22,1%, среднего профессионального образования - 26,8%, высшего профессионального образования - 10,9%.

Маркетинговая политика учреждений профессионального образования, особенно частных, часто направлена не на реальное насыщение экономики квалифицированными специалистами, а на решение собственных коммерческих интересов за счет продажи привлекательных образовательных программ, исходя из сиюминутной конъюнктуры образовательных потребностей населения.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.
Четвертое. Масштабный приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы.

Решать проблему дефицита кадров путем дополнительного привлечения иностранных трудовых мигрантов возможно, но не всегда оправдано. Занимая на рынке труда самые непрестижные рабочие места, мигранты соглашаются на тяжелые условия труда и низкую заработную плату. Тем самым у работодателей отпадает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техническом перевооружении рабочих мест.

Масштабный приток дешевой низкоквалифицированной иностранной рабочей силы сам становится проблемой. Он вступает в противоречие с перспективными задачами, определенными Стратегией для Свердловской области, и имеет следующие основные негативные последствия:
1.    Блокирует внедрение трудосберегающих технологий.
2.    Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы.
3.    Увеличивает бюджетные расходы.
4.    Формирует крупные сегменты теневой экономики, контролируемые мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и ее граждан.
5.    Ухудшает криминогенную обстановку и социальную напряженность.

Путей решения вышеперечисленных проблем достаточно много.

Смягчить остроту дефицита кадров в перспективе можно методами демографической политики, прежде всего, направленными на снижение смертности населения трудоспособного возраста как от несчастных случаев и профессиональных болезней, так и других социально обусловленных причин, а также на повышение рождаемости.

Возможно, основным методом решения данной проблемы является экономический, то есть рост производительности труда в реальном секторе экономике.

Но сегодня хочется выделить из них те, которые имеют отношение к процессам внутренней и внешней трудовой миграции и вытекают из опыта деятельности Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Здесь мы видим два реальных источника компенсации дефицита трудовых ресурсов:
-     за счет увеличения привлечения мигрантов;
-     за счет увеличения экономической активности населения, в том числе территориального перераспределения трудовых ресурсов.

Реализация возможности приоритетного трудоустройства российских граждан с учетом ситуации на рынке труда обеспечивается при формировании квоты на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, центры занятости проводят работу по замещению рабочих мест, предназначенных для иностранных работников, российскими гражданами.

Вместе с тем, российские граждане не стремятся занимать места, предназначенные для иностранных работников, из-за непрестижности предлагаемой работы, низкой заработной платы, поэтому привлечение иностранных работников остается острой необходимостью в отдельных сферах экономики.

Практически трудоустраиваются единицы, так в 2010 году из 4621 направленных, трудоустроились 32  чел., в 2011 году – из 2304 -34 чел., за 2012 год из 856 направленных - 20 чел.

Необходимо отметить также, что в полной мере рычаги оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на сегодняшний момент отсутствуют. В пределах существующего законодательства по использованию иностранных работников в Российской Федерации органы службы занятости могут оказывать регулирующие воздействие на привлечение иностранных работников, прибывающих на территорию Свердловской области из стран с визовым режимом въезда. На работодателей, привлекающих иностранных работников из стран ближнего зарубежья с безвизовым режимом въезда, в органах службы занятости рычаги воздействия отсутствуют из-за уведомительного характера их привлечения.

Поскольку дополнительное привлечение мигрантов приводит к вышеперечисленным ранее проблемам, очевидно, что более целесообразно, чтобы Свердловская область принимала из-за рубежа и обеспечивала работой, прежде всего, соотечественников. Важно, чтобы в рамках Программы по содействию добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, находящейся в настоящее время на согласовании, в Свердловскую область приехали высококвалифицированные специалисты, востребованные на рынке труда. Следует принимать также и инвесторов, готовых создавать в нашей области новые рабочие места. Необходимо развивать практику организованного набора иностранной рабочей силы под конкретные проекты.

Важно подчеркнуть, что потребность в привлечении дополнительного контингента малоквалифицированных иностранных рабочих создана, во-многом, искусственно. Если работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, предложат приемлемые для граждан России условия труда и заработную плату, то они их и займут.

Это и безработные, численность которых еще не достигла докризисного уровня. Это и экономически неактивное население. В настоящее время, среди экономически неактивного населения, встречаются как граждане, на самом деле работающие в нелегальном секторе, так и граждане, желающие работать, но проживающие на депрессивных территориях или по другим причинам, находящиеся в ситуации, когда искать работу бессмысленно.  По нашей оценке, только в Свердловской области число таких людей составляет около 200 тысяч. Но привлечь их к труду не так просто.

К используемым в рамках полномочий службы занятости формам регулирования миграционных потоков (организованный набор рабочей силы и переселение семей в сельскую местность) служба занятости Свердловской области добавила, начиная с 2009 года, мероприятия по организации переезда граждан, обратившихся в центры занятости с целью поиска подходящей работы, в рамках программ поддержки занятости населения.

За 2009-2011 годы вне места постоянного проживания по направлению службы занятости трудоустроено с оказанием адресной поддержки в рамках мероприятий антикризисных программ 2519 незанятых и безработных граждан, 7640 человек трудоустроено по организованному набору рабочей силы, оказано содействие в переселении 70 семей в сельскую местность Свердловской области.

В основном, (от 70 до 85% в разные годы) граждане трудоустраивались в пределах Свердловской области, что позволило не потерять квалифицированные кадры.

По состоянию на 4 июня 2012 года органы службы занятости оказали содействие в переезде с оказанием финансовой поддержки 30 безработным и в переселении 1 безработному гражданину, а также трудоустроили по оргнабору 919 жителей Свердловской области.

На пути территориального перераспределения все еще остаются своеобразные «барьеры»:
1.    Несоответствие профессионально-квалификационной структуры «потенциальных» мигрантов и их зарплатных ожиданий;
2.    Низкий уровень финансовой поддержки граждан и членов их семей, переезжающих в другую местность на постоянное место жительства;
3.    Слабая мотивация к перемене места жительства в связи с ограниченной возможностью приобретения (получения) жилья, недостаточным развитием культурно-бытовой инфраструктуры территории вселения (кроме Екатеринбурга и других крупных промышленных городов),  отсутствием мест в детских дошкольных учреждениях в случае переселения семей с детьми;
4.    «Привязанность» сельских жителей к личному подсобному хозяйству;
5.    Слабо развитая гостиничная сеть недорогого жилья, сокращение заявок работодателей на вакантные места с предоставлением жилья;
6.     Психологическая неготовность населения к переездам.

Для стимулирования трудовой миграции возможен перевод на «новый уровень» форм межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов, ранее использовавшихся в Советском Союзе: 
1.    Для реализации инвестиционных проектов проводить целевые наборы граждан (в том числе с предварительным обучением под «заказ»);
2.    Возобновить систему распределения выпускников после окончания учебных заведений с выплатой «подъемных на обустройство» при переезде вне места постоянного проживания, дифференцировав размер подъемных в зависимости от территории трудоустройства;
3.    Разработать специальные программы трудоустройства граждан (включая стажировку), демобилизованных из рядов Российской Армии, и потерявших квалификацию. Организовать системную работу по профессиональной ориентации военнослужащих с целью подготовки к профессиональному обучению либо трудоустройству непосредственно в воинских частях перед демобилизацией;
4.    Интенсифицировать кооперационные связи между предприятиями с целью использования высококвалифицированных специалистов (командировки, аутсорсинг персонала);
5.    Реализовывать Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, определив в качестве территории вселения всю территорию Свердловской области, а не только Первоуральский городской округ.

Департамент по труду и занятости населения Свердловской области на постоянной основе организовал и координирует деятельность подведомственных Департаменту центров занятости по:
-     сбору сведений о гражданах, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в других регионах Российской Федерации, данная информация используется при организации межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов и ярмарок вакансий. По состоянию на 1 июня 2012 года 290 безработных граждан искали работу вне места постоянного проживания в пределах Свердловской области, 302 – за пределами региона;
-     информированию работодателей о возможности  подбора необходимых им специалистов из числа желающих переехать в Свердловскую область через Интернет-ресурсы службы занятости.

Департамент с 2008 по 2012 гг. заключил 12 соглашений о сотрудничестве с органами службы занятости населения других субъектов Российской Федерации (еще 3 находятся на согласовании - со службами занятости Кабардино-Балкарской Республики, Республикой Северная Осетия-Алания и Чеченской Республикой).
В рамках заключенных соглашений Департамент:
-     ежемесячно направляет информацию о вакансиях с предоставлением жилья в Свердловской области для информирования граждан, проживающих в Северо-Кавказском федеральном округе (по состоянию на 25.05.2012 г. в банке вакансий Свердловской области имеются сведения о наличии 81 вакантного рабочего места с предоставлением жилья в сельской местности, на которые возможно трудоустройство жителей Северо-Кавказского федерального округа);
-     проводит мониторинг банка данных граждан, проживающих в Северо-Кавказском федеральном округе, и разместивших свои данные на информационном портале «Работа в России», которые планируют трудоустроиться на предприятия Свердловской области (по состоянию на 25 мая заявили о желании трудоустроиться 10 жителей Дагестана);
-     организует работу по формированию банка данных работодателей, согласных принимать на работу жителей Северо-Кавказского федерального округа (по состоянию на 25 мая таких работодателей в Свердловской области было 25).

Решение проблем трудовой миграции возможно только с участием всех заинтересованных структур. Внесение изменений в нормативно-правовые акты на уровне Российской Федерации с целью увеличения размера компенсационных выплат гражданам, переезжающим на работу в другую местность, позволит усовершенствовать механизм стимулирования внутренней трудовой миграции и повысит территориальную мобильность населения.
© 2012-2016 “Единый миграционный центр”