Дрошнев В.В., д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, филиал Институт экономики УрО РАН, г. Оренбург. Социальная защита и страхование мигрантов

Развитию человеческого общества свойственны постоянные миграционные процессы, которые обусловили расселение человека по всем континентам земли.

Причины миграционных процессов за последнее столетие практически не изменились:
•  кочевой образ жизни отдельных народов (сложившиеся народно-этнические традиции);
•  желание сменить место жительства (индивидуальные качества);
•  освоение новых территорий (экономическая, политическая и военная экспансия);
•  кардинальное ухудшение условий жизни и появление реальной угрозы самой жизни  населения на территории постоянного проживания;
•  осуществление торговли;
•  знакомство с миром посредством туристических поездок.

Миграция народонаселения происходит постоянно, но доминирующие причины зависят от ряда факторов, свойственных конкретной стране в определенный исторический промежуток времени и обуславливающих механический прирост или убыль населения страны или отдельной административной территории.

В зависимости от результатов происходящих миграционных процессов, руководство страны вынуждено формировать и реализовать миграционную политику, обеспечивающую нивелирование негативных проявлений и закрепление позитивных параметров.

Научно-технический прогресс за счет современных транспортных средств дал возможность всем желающим лицам не зависимо от места жительства перемещаться на огромные расстояния в короткий промежуток времени. Использование наземного, водного и воздушного  транспорта позволяет одновременно перемещаться по странам и континентам значительному числу населения планеты.

Облегчение процессов перемещения человека и товаров в мировом пространстве обеспечило расширения взаимодействия между различными странами и их жителями. 

Неуклонно расширяется процесс глобализации, захватывающий все страны и народы, реализующийся через механизм интеграции и объединений на добровольной основе. Наглядным примером могут служить такие объединения, как Европейский Союз, в состав которого вошли 27 государств Европы; Таможенный союз ЕврАзЭС, в состав которого вошли России, Республика Беларусь и Республика Казахстан; Шанхайская организация сотрудничества, была основана руководителями Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана;  БРИК, включала при создании Бразилию, Россию, Индию и Китай; всемирная торговая организация (ВТО) объединяет более 150 стран мира и другие).

Формальные и неформальные объединения стран и отдельных хозяйствующих субъектов предусматривает использование мировой и национальных  волюты, а также языка международного общения. Такой подход оптимизирует процесс общения и дает возможность быстрой адаптации иностранцев к условиям конкретной страны.

Посредством образования международных, транснациональных компаний и корпораций создается новое социально-экономическое пространство, выходящее за рамки отдельного государства.

Параллельно реализуется миграция внутри страны и миграция между странами.

Миграция внутри территориальная обуславливается:
1.    Социально-экономическим развитием региона.
2.    Размещением производительных сил.
3.    Размещением промышленно-производственных кластеров.
4.    Социальной ориентацией региональной политики.
5.    Наличием национальных проектов:
5.1.   Народнохозяйственные стройки (строительство олимпийских объектов с г. Сочи).
5.2.   Освоение отдельных территорий страны (освоение отдельных регионов Севера и Арктики).
5.3.   Разведка, освоение новых месторождений и добыча полезных ископаемых (в т.ч. вахтовым способом).
6.    Наличием региональных туристических маршрутов, обеспеченных качественным сервисом предоставления основных и сопутствующих услуг.
7.    Развитием торгово-производственной межрегиональной интеграции.

Следует учитывать, что приведенный перечень причин межрегиональной миграции не исчерпывающий все возможные варианты. Реальная практика показывает множество вариантов, включающих порой трудно предсказуемую комбинацию причин осуществления миграции.   

Каждая страна использует комплекс юридических, организационно-административных и иных мер, которые или способствуют (протекционистские меры) усилению миграционных потоков из различных стран и территорий, или затрудняют (дискриминационные меры) миграционный процесс  на всех этапах вплоть до полного прекращения. Страны сталкиваются с официальной (легальной) и неофициальной  (нелегальной или криминальной) миграцией, соотношение доли которых зависит и от жесткости дискриминационных мер.

Миграция населения между странами обуславливается:
1.    Уровнем развития международных связей.
2.    Преобладанием протекционистских или дискриминационных мер в отношении мигрантов.
3.    Степенью бюрократизации оформления документов, необходимых для въезда, выезда, длительного нахождения на территории временного пребывания и оформления гражданства
4.    Привлекательностью страны для различных категорий мигрантов (строительстве и последующая эксплуатация адронного коллайдера и другое). 
5.    Возрастанием прямых или косвенных угроз как самой жизни, так и качеству жизни жителей страны.
6.    Наличием научного обмена (студентами и преподавателями, высших учебных заведений, квалифицированными кадрами).
7.    Развитием культурного обмена (выставки, выступления и другое).
8.    Укреплением сотрудничества в освоении космоса, развитии мирного атома, разведке и разработке полезных ископаемых, в области различных научных исследований, в военно-техническом обеспечении.
9.    Развитием туризма за счет расширения туристических зон и повышения качества предоставляемого сервиса.
10.     Доступностью к использованию более качественных или менее дорогих услуг (косметологических, лечебно-диагностических, оздоровительно – профилактических, реабилитационно - восстановительных  и других услуг).
11.     Возможностью длительного или постоянного (с получением гражданства) пребывания в стране.
Каждый человек имеет своё индивидуальное мнение и четкие собственные критерии, определяющие степень привлекательности конкретной страны и обуславливающие реализацию миграционных процессов. 

Следует учитывать все этапы миграции:
1.    Поездки на различных видах транспорта (въезд, выезд и перемещение внутри страны).
2.    Нахождение на территории (особенности размещения: гостиница, съемное жильё, ведомственное  жильё работодателя).
3.    Реализуемая деятельность (отдых, получение запланированных услуг, постоянная или временная работа).
4.    Форма регистрации периода пребывания в стране (временная или постоянная регистрация, получение гражданства).

В любой, даже короткой по срокам поездке могут случиться различные неблагоприятные события, которые могут послужить причиной нанесения ущерба имущественным интересам человека, а также вреда здоровью и угрозы жизни. Данные события обусловливают необходимость получения неотложной помощи (медицинской, юридической, лингвистической, технической и другой) и обращения к представителям органов власти, охраны правопорядка, медицинских и других учреждений для восстановления своих прав и возмещения ущерба.

В такой ситуации возникает правомерный вопрос об источнике и механизме урегулирования возникших проблем.
Мировая практика успешно использует в обязательном порядке страхование лиц, выезжающих за рубеж. При этом используется система актуарных расчетов, позволяющих обеспечить эффективное страхование в зависимости от комбинации различных неблагоприятных факторов: вид поездки, страна назначения, длительность поездки и другие, а также организовать качественное предоставление услуг сервисными компаниями, в том числе и при возникновении потребности в неотложной помощи. В условиях страховой защиты человек остается под опекой страховщика и его представителей с момента начала до момента завершения своего зарубежного путешествия.

Ответственность страховщика ограничивается размером страховой суммы по конкретному договору страхования.

Задача каждого путешественника дать реальную оценку возможных рисков, и определить вероятный максимальный размер вероятных ущербов, на основании которых выбрать наиболее приемлемый размер страховой суммы. Только такой подход позволит минимизировать ущерб от реализации страховых рисков, оптимизировать процесс путешествия.  Использование обязательного минимума страховой защиты таких гарантий не дает, а в экстремальной ситуации ставит человека и его родственников перед необходимостью решения возникших серьёзных проблем.      

Большинство стран мира ввело норму обязательного применение страхования лиц, выезжающих за рубеж и минимального размера страховой ответственности страховщика. Использование данного вида страхования позволяет минимизировать человек ущерб от страховых случаев при путешествии. Государство также заинтересованно в развитии данного страхования, так как снижает непредвиденные бюджетные затраты, возникающие при необходимости оказания незастрахованным или застрахованным на незначительную сумму гражданам неотложной помощи (оказание медицинской помощи, транспортировка человека или его тела на родину, доставка родственников за рубеж и обратно, обеспечение сопровождения пострадавшего при доставке домой и другое).

Для лиц, осуществляющих поездку за рубеж на автотранспорте, используют специальный вид страхования: «зелённая карта».
Страхования лиц, выезжающих за рубеж, осуществляется, как правило, за  счет средств самого путешественника или за счет средств работодателя. Отсутствие договора страхования может служить основанием запрещения выезда за пределы своей страны или отказом въезда в страну.

Данный вид страхования не решает всех возникающих проблем при длительном нахождении человека на территории другой страны. К проблемам получения неотложной помощи присоединяются проблемы социальной защиты:
•  адаптация к новому обществу, культуре, языку, менталитету, образу жизни, общественному укладу и строю;
•  обеспечение минимальных социальных гарантий каждому новому жителю страны на жильё, пищу, образование, работу, образование и охрану здоровья). 

Вопросы  организации деятельности и обеспечения эффективного функционирования системы социальной защиты мигрантов должны решаться комплексно на уровне государства, хозяйствующего субъекта и самого человека.

Государство разрабатывает миграционную политику, значительной частью которой должно составлять решения проблем оптимизации процессов адаптации и встраивания мигрантов и членов их семей к особенностям жизни и специфике работы в новых для них условиях конкретной страны и отдельных регионов.    

Государство уточняет роль и место мигранта в обществе. Мигрант по своим правам и обязанностям или приравнивается к гражданам страны, или обособляется в особую группу с усечением социальных гарантий. При этом определяется перечень, размер социальных гарантий, предоставляемых мигрантам и членам их семей, а также источники и объёмы финансирования. Следует учитывать наличие языкового барьера, национально-культурных, религиозных, образовательных, профессионально-квалификационных и иных аспектов, свойственных мигрантам и усложняющих быстрого процесса адаптации. Эти характеристики должны учитываться при реализации государственной миграционной политики  для достижения мягкой и быстрой адаптации к новой для них реальности.

Предоставление социальных гарантий осуществляется в рамках действующих в стране институциональных систем: социальной защиты и социального обеспечения, государственного образования и здравоохранения посредством обеспечения высокой (равноценной) доступности к государственным и муниципальным услугам, и путём осуществления целевых выплат денежных средств в виде пособий, дотаций, субсидий и др.

Основным источником финансирования данных институциональных систем является бюджетные средства. В данном случае обеспечение мигрантам социальных гарантий ложится значительным бременем на плечи государства, и базируется на средствах налогоплательщиков, обуславливая снижения размера средств на одного потребителя.

Осуществление данных мероприятий в полном объеме по силам экономически развитым государствам, имеющим профицитный бюджет.       

Важное значение играет возможность использования для мигрантов действующих в стране систем обязательного социального,  медицинского и пенсионного страхования.

Для мигрантов, трудоустроенных на предприятиях, на период их работы действует все системы обязательного страхования, т.е. работодатель обеспечивает за счет своих средств в соответствии с действующим в стране законодательством страховую защиту.

Для обеспечения своих прав на страховую защиту неработающий мигрант может использовать добровольную форму необходимых ему видов страхования. Источником финансирования добровольного страхования могут быть как сами мигранты, так и средства страны, гражданами которой они являются 

Повысить эффективность социальной и страховой защиты мигрантов можно посредством заключения специализированных договоров между странами на основе принятия политических, экономических и юридических решений в данной сфере.     

В заключении можно сказать, что обеспечение социальной и страховой защиты мигрантов, является сложной задачей. Данную задачу можно решить в комплексе, консолидируя усилия заинтересованных стран и опираясь на действующие в стране институциональные системы, что должно найти реальное отражение в формируемой миграционной политике.
© 2012-2016 “Единый миграционный центр”